Смекни!
smekni.com

Субъект и объект познания 2 (стр. 2 из 3)

Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Если же субъек­том познания является научное сообщество, то тут свои особен­ности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но часто под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безлич­ностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно историческом контек­сте. Научное познание предполагает не только сознательное от­ношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, то есть осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т. д.

Естественная стратифицированность субъекта отобража­ется совокупностью идей, выступающих его семантически­ми моделями. Охарактеризуем эти модели.

АНТРОПОЛОГИЗМ. Единственным, универсальным, выс­шим субъектом объявляется конкретный психофизиологичес­кий индивид, что содержательно оправдывается неприятием общих форм интеллектуального развития. Сосредоточение на человеческой натуре, «организованном теле» (Ламетри) ради­кально сужает горизонты теоретизации, по сути вынуждает ассоцианизм. Управляемая принципиальным законом ассоци­аций: идеи зарождаются и существуют в порядке, в котором возникали вызвавшие их ощущения (оригиналы), ментальная деятельность выступает калькой афферентного потока нервных импульсов и движений (интеро- и экстерорецепций). Ана­лизирующей существо данных импульсов гносеологии не остается ничего иного, как заниматься комбинаторикой — прослеживать соединение элементарных познавательных структур в комплексные (гносеология — ментальная механи­ка). Не предусматривающий непсихологических, ненатурализированных описаний антропологизм как гносеологическая платформа всецело принадлежит прошлому.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ. Мощная, с богатейшими вет­влениями традиция, придерживающаяся феноменологичес­кой версии субъекта как всеобщего, внеисторического, внеопытного, «чистого» сознания. Отправной пункт рассужде­ний — абстрактное понятие познавания в его обезличенной, деперсонифицированной функции (мыследеятельностная машинерия). Трансцендентализм — искусственный аналити­ческий подход, крепится на сильных допущениях класси­ческой когитальной философии. В кругу этих допущений — отождествляемость, воспроизводимость, прозрачность актов сознания, их реставрируемость от звеньев исходных до за­вершающих. Здесь вводится образ усредненного, инвариант­ного, самоидентичного субъекта, равпоопределимого для любой пространственно-временной точки. Последнее обслу­живается категориями «каждого нормально мыслящего», «каждого, обладающего разумом», «каждого, чей мозг в по­рядке» (Спиноза, Кант, Гуссерль) и т. д. В итоге осмыслива­ется не реально субъективное, а некая его схема, получаю­щая проработку в терминах интуитивно очевидного.

Подобная гносеологическая позиция, однако, может быть оспорена. (Она и оспаривалась в истории, которую мы пробега­ем, подвергая оценке логические диспозиции.) Действитель­но, трансцендентализм типизирует субъективное. Но что такое в субъективном типическое? Как оно дано, фиксировано? Субъективность — это цель, выбор, исходная убежденность, приоритет, достоинство, уважение, оценка, смысл и бессмыс­ленность, мир и образ мира. Это гамма, партитура человеческо­го, взятого во всем объеме. Что тут подлежит типизации? У всякого свои комплексы, понятия, интересы, желания, устой­чивые стремления, связанные с частной жизнью. Как типизи­ровать субъективное, когда оно неповторимо?

Прецедент введения в теорию не типического, а дей­ствительного субъекта имеется: таковы ультраинтуиционизм, операционализм и другие, однако, ведущие к развалу тео­рии — оказывается невозможным задать инвариантные от­ношения объектов теоретического мира (тот же натураль­ный ряд), неподвластные субъективному произволу. По этой причине ультраинтуиционизм, операционализм и подоб­ные им доктрины — метаконструкции, не реализующиеся в практике науки.

Огибая подобные рифы, трансцендентализм уповает на общезначимое содержание мысли, возвышающееся над парти­кулярным сознанием и наполняющее его смыслом.

Естественно возникает вопрос: как эмпирически-психо­логически обусловленное сознание генерирует нечто, зап­редельное самой этой эмпирически-психологической сфере? — вопрос, остающийся в трансцендентализме без ответа.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ. Субъект в совокупности сенситив­ных и ментальных возможностей и реакций есть плод всей ранее протекшей всемирной истории. Исходные установки эволюционизма —генетизм, историзм, социологизм.

Генетизм. Атрибутивные человеку неэлементарные виды психической активности представляют продукт социально-исторического развития. Рецепция животных избирательна, специализирована, узкоадаптивна: рецепция человека не ско­вана локальностью адаптационных эффектов; в рамках жизнезначимого континуума она универсальна. Акцентируя данное обстоятельство, еще Гаден замечая, что одни элементы существуют для орла, другие — для рыси, третьи — для человека. Животные (по отдельности) чувствуют острее; люди же — глубже. Это «глубже» — от генетической значительнос­ти, всесторонности рода, последовательно накапливающего (воспитание), закрепляющего (обучение) и совершенствую­щего (практика) арсенал сенсуального освоения действи­тельности.

Историзм. В мыслительных актах заложена требующая эк­спликации специфика человека как конкретно-историчес­кого существа. Способы истолкования эмпирии, правила раз­мещения фактуры в теоретических пространствах, приемы категоризации, языковой артикуляции явлений, желатель­ные типажи знания детерминируются конкретными услови­ями жизнедеятельности познавателя.

Социологизм. Процесс и результат познания, равно как и его условия, социальны, подготовлены и проистекают из общественно-исторического опыта мыследеятельности, со­вокупного духовного производства. Приобщающемуся к зна­нию индивиду они заданы наследием, достоянием, культу­рой, которая в гносеологическом отношении выступает об­щечеловеческой абстрактной формацией, фиксируемой со­ответствующим категориально-логическим аппаратом. По этой причине мышление протекает как интеллектуальное приоб­щение каждого «Я» к общественному знанию.

Адекватный путь интенсивной трактовки субъекта, есте­ственно, синтезирует сильные стороны охарактеризованных подходов. Из антропологизма удерживается идея физико-фи­зиологической организованности субъекта (натуралистичес­кая опосредованность духовной деятельности многоразлич­ными предпосылками и комплексами), позволяющая реали­зовать единственно разумное естественно-историческое по­нимание познавательных феноменов (генетическая цепочка: инстинкты — лабильные рефлексы — экстраполяционное поведение на базе идеальных антиципации). Из трансценден­тализма удерживается идея надындивидуальности, имперсональности, сверхличности субъекта. Серьезные гносеологи­ческие модели в самом точном и строгом смысле, апеллируя к субъекту, берут трансцендентальный, «чистомыслительный» пласт, вынося за скобки эмпирического человека. При­менительно к субъекту гносеология исключает деиксис: ее субъект неперсонифицирован и небиологизирован — будучи носителем общепознавательных способностей, он удовлетво­ряет введенному еще схоластами условию constantia subjecti — условию самотождественности, внеконкретновременности. Нарушение, несоблюдение этого требования упраздняет воз­можность гносеологии как интерсубъективной, оперирую­щей инвариантами теории (несамоидентичный субъект — гносеологический делинквент, требующий специфического, а не общезначимого описания). Из эволюционизма удержи­вается идея кооперативной природы всякого знания и его передачи, расширения, усовершенствования, всякого по­знавательного акта и его применения. Внутренний субъект (Эго) — пустая абстракция. Субъект как индивид обретает самость (самосознание), становясь личностью в ходе социа­лизации, подключения к активу культуры.

Плодотворность синтеза указанных идей демонстрируется вопросом генезиса познающего субъекта, где есть основания говорить о подлинном триумвирате антропологического, трансцендентального и социального.

2. Объект познания

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. Он не просто вещь, а такая вещь, которая попав в поле сознания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама посебе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей субъекту: «Ответь мне — что я такое? Познай меня!» Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания — сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становит­ся уже фактом социума.