Смекни!
smekni.com

Религиозные ордена и средневековая философия (стр. 2 из 4)

Что же касается госпитальеров, то это самый суеверный военный орден, который носит имя Иоанна в Иерусалиме, Родосе и Мальте. Но ошибочно мнение, что Иоанна Иерусалимского называют святым. Такого святого не существовало. Небесный покровитель – Иоанн Креститель.

Поэтому также называют «иоанниты». Сам орден Госпитальеров был основан в 1080 году в Иерусалиме в качестве госпиталя, то есть обычная христианское общество, задачи которого забота о неимущих, бедных, больных и раненых. Однако только в 1099 году орден принял характер религиозно-военного и имел свой собственный устав. Теперь в новом времени и пространстве преследовалась защита Святой земли – Иерусалима. Позже борьба продолжилась на острове Родос, так как земля была захвачена мусульманами. Далее орден был вынужден снова передвинуться, в этот раз на Мальту.

Общество ордена Иоаннитов поделено на три класса. Выделяют рыцарей знатного происхождения – для ведения войны, пресвитеры ордена – для службы в церквях, служащая братия – для ухода за больными, немощными и охраны паломников.

После того, как орден из монашеского превратился в духовно-рыцарский, были введены особо строгие правила ношения одежды. Для рыцарей высшего разряда обязательными считались два типа одеяний. Первым из них был красный супервест — что-то вроде полукамзола без рукавов, который надевался через голову. На груди у него нашивался белый восьмиконечный крест, символизирующий восемь блаженств Христовых, которые ожидают соблюдающего клятвы рыцаря в загробном мире. Главной частью официального костюма госпитальеров был черный шерстяной плащ с нашитым на левом плече белым крестом Святого Иоанна. В эпоху крестовых походов этот плащ стал своеобразным «фирменным знаком» иоаннитов, его ношение было обязательным для всех рыцарей ордена. Впоследствии они находились под полным покровительством пап и одаренные привилегиями, госпитальеры приобрели на всех христианских большие владения и оказывали огромное влияние.

Если продолжить изучение названия ордена, то «Орден госпитальеров» следует иметь в виду в относительном характере, так как это название считается жаргонным или фамильярным. В официальном названии Ордена нет слова «госпитальеры» («des hospitaliers»). Официальным названием Ордена является Гостеприимный орден («l’Ordre hospitalier»), а не «Орден госпитальеров». Таким образом, в новых исторических условиях, название «Гостеприимный орден» приобретает новое, особое звучание. Название следует трактовать так еще потому, что орден вел изначально гуманитарную и благотворительную политику.

С точки зрения международного права, Мальтийский орден является не государством, а государствоподобным образованием.

Иногда рассматривается как карликовое государство-анклав, самое маленькое государство мира (на территории Рима, но независимое от Италии), иногда — как экстерриториальное государственное образование, иногда — просто как рыцарский орден. В международном праве суверенитет Ордена рассматривается на уровне дипломатических отношений (дипломатических миссий), но не как суверенитет государства.

2.2. Основание и начальный этап существования

Вся история Ордена Госпитальеров начиналась со строительства госпиталя еще в 600 году по указу папы Григория Великого. Только через двести лет маленькое здание госпиталя было расширено, при котором построили библиотеку. Однако после халиф Аль-Хаким рузрушил здание лечебницы и только в 1023 году с разрешения египетского халифа Али Аль-Заира итальянским купцам было разрешено восстановить здание госпиталя в Иерусалиме. Обслуживался он бенедиктинцами.

1113 год для ордена ознаменовался Первым Крестовым походом под руководством Жерара Благословенного, и его роль основателя подтверждена папой Пасхалием II. На территории всего Иерусалимского Королевства и за его пределами Жерар приобретал для своего ордена земли и имущество. Его преемник, Раймон де Пюи, учредил первый значимый лазарет госпитальеров возле Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Изначально организация заботилась о пилигримах в Иерусалиме, но вскоре орден начал предоставлять пилигримам вооруженный эскорт, который быстро превратился в значительную силу. Орден Госпитальеров и орден рыцарей Храмовников, основанный в 1119 году, стали самыми могущественными христианскими организациями региона.

Орден не подчинялся никому, кроме Папы, не платил десятину и имел право владеть собственными духовными строениями. Множество значимых христианских фортификационных сооружений в Святой земле были построены Тамплиерами и Госпитальерами. Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. Двумя крупнейшими опорами их могущества в Иерусалимском Королевстве и Княжестве Антиохии являлись Крак де Шевалье и Маргат. Владения ордена были разделены на приораты, приораты на бейливики, которые в свою очередь делились на комтурства. Фридрих Барбаросса, император Священной Римской империи, доверил свою безопасность рыцарям Святого Иоанна в хартии привилегий, дарованной им ордену в 1185.

Одной из важнейших обязанностей госпитальеров была оборона от мусульман крепостей и замков, расположенных в Святой Земле. На это уходили огромные силы и средства, требовались немалые людские ресурсы. Поэтому большинство иоаннитских рыцарей постоянно находилось на этом переднем крае обороны. К XII веку орден достиг наивысшего расцвета. Земельные угодья и имения иоаннитов были разбросаны по всей Западной Европе. Братству воинов Христа принадлежало девятнадцать тысяч наследственных рыцарских вотчин. Службы в иоаннитских церквах вели четырнадцать тысяч собственных капелланов; госпитали и странноприимные дома стояли во всех крупных портовых городах Европы и чуть ли не в каждом городе Палестины. По своей финансовой и боевой мощи орден не уступал иному крупному европейскому государству. В битве под Газой (Ла-Форбье) иоанниты понесли огромные потери: более 9/10 госпитальерского рыцарства погибло или было взято в плен мусульманами. Орден еще смог оправиться от этого поражения: велик был пока запас прочности. Но наступление воинов ислама продолжалось, поражения следовали за поражениями.

В 1291 году для иоаннитов наступил «судный день» — мусульманские войска осадили и начали штурм главного оплота госпитальеров в Святой Земле, города-крепости Акры.

ГЛАВА III. ТАМПЛИЕРЫ – РЫЦАРИ ХРАМА И ХРИСТА

3.1. Начало и связь ордена с Храмом Соломона

Бедные Соратники Христа и Храма Соломона (латынь: Pauperes commilitones Christi Templique Solomonici), обычно известные как Рыцари Тамплиеры или Орден Храма (французский язык: Ordre du Temple или Templiers), были одним из самых известных Западных христианских военных орденов.

Это духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами. Первый крестовый поход был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Вследствие чего Иерусалим находился в осаде больше месяца, город разграблен, люди вырезаны. Как свидетельствуют источники «кровь текла рекой».

Но чем же определялась их деятельность? В самом начале своей деятельности ордену предписывалось только охранять паломников, и первые рыцари ордена образовывали нечто вроде братства мирян. Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня - главная святыня христианского мира, гробница в скале. В различное время им выделялись отдельные территории и участки. Эти действия обеспечили ордену стойкое экономическое положение. Но продолжались споры о том, к какому государству будет принадлежать. Первоначально национальная принадлежность имела французский характер. Однако очень скоро идея присоединения к этому духовно-рыцарскому ордену захватила также и Лангедок, и Пиренейский полуостров, где близость враждебно настроенных мусульман заставляла местное население возлагать надежды по защите на крестоносцев.

Если вернуться к названию, то только около 1224-25 годов тамплиеры именовались «рыцарями Храма Соломона» или «рыцарями Иерусалимского Храма». Это также может подтвердить запись летописца-хрониста XII века Гильома (Вильгельма) Тирского: «Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня». Именно «приписывание» ордена к Храму предопределила их дальнейшую философию и концепцию учений, хотя они не так ярко выражались. Цепь мыслей можно было проследить только в их действиях: войны, походы, споры, которые тоже обязательно заканчивались противостоянием.

Толчком для их первостепенных взглядов, несомненно, стали присмотры пап римских, все-таки не стоит исключать влияние и Храма Соломонова.

«Храм Соломона» — имеется в виду Второй иерусалимский Храм, построенный вернувшимися из Вавилонского Изгнания иудеями, во главе с пророками Ездрой и Неемией, и разрушенный римлянами в 70-х гг. н. э. К примеру, на плане Иерусалима 1200 года ясно можно прочитать «Темплу Соломонис». Он [Храм] дал не только название, а все же шанс на существование им и их идеологии. Последователи ордена проделывают огромную работу: «он печется больше о чистоте умов, а не о позолоте стен».

Их эмблема представляла двух рыцарей, едущих на одной лошади, подчеркивая бедность Ордена. Однако обедневший статус Тамплиеров не длился долго. У них был сильный защитник в лице Бернарда Клаувре, ведущего Церковного лица и племянника одного из рыцарей основателей Ордена. Он поддержал и сделал многое для официального признания Ордена Церковью в 1129 году. С этим формальным благословением Тамплиеры стали привилегированным орденом по всей Европе, получая деньги и землю. Хотя первичная миссия Ордена была военной, относительно немного участников было военными. Храмный Орден, хотя его участники поклялись индивидуальной бедности, был очень богатым Орденом вне прямых пожертвований. Дворянин, который заинтересовался участием в Крестовых походах, мог поместить все свои активы под Храмное управление, в то время как он был далеко, таким образом, Орден принял участие в раннем развитии банковской системы Европы. Итак, Орден имел не только глубокие философские размышления по вопросу церкви, но и развил свою экономическую систему, что важно для логики событий.