Смекни!
smekni.com

Религиозные ордена и средневековая философия (стр. 4 из 4)

Говорить о прусской независимости или свободе – значит четко видеть отличия между прусскими воинами XIII века и либералами XIX века, которые прославляли первых за сопротивление иноземным захватчикам. Такая постановка вопроса ошибочна, потому что у христиан не было выбора, кроме как защищать себя, ведь невозможно было существовать рядом с такой варварской системой. Более того, современная концепция национализма не соотносится со средневековой концепцией этнической идентификации. Тем не менее, эта проблема все еще иногда обсуждается, часто в контексте проблем империализма и неоимпериализма, причем западные нации почти всегда считаются неправыми.

4.3. «Гости»-крестоносцы

Идея борьбы с "язычниками" во славу Господа отнюдь не прекратила своего существования с последними латинскими государствами Святой Земли. Получив новые формы и направления, она оставалась одной из основных составляющих менталитета западноевропейского рыцарства на протяжении всей "осени средневековья". Многие надгробные эпитафии рыцарей XIV-XV веков среди перечисления прочих заслуг, содержат тексты, подобные тому, каким почтили после кончины в 1449 г. северофранцузского дворянина Жана де Рубо (Roubaix). Он был первым камергером герцогов Бургундских и кавалера ордена Золотого Руна: участвовал в сражениях против неверных в Венгрии, в Тунисе, на Кипре и дважды в Пруссии. Посещение последней значилось в те времена в похвалах рыцарям наравне с участием в таких знаменитых делах как осада тунисской крепости Махдия в 1390 г., битве с турками при Никополе в 1396 г., паломничествах в Сантьяго и Иерусалим, Альхесирас и Смирну, громкими победами на турнирах.

Крестоносцы из Западной Европыбыли частыми гостями в Пруссии еще во время завоевания ее Орденом в XIII в. Однако пока существаволи латинские государства в Палестине Прибалтика находилась все же на периферии интересов "освободителей Гроба Господня". К тому же Орден устроил в 90х гг. XIII в. перерыв в своем наступлении на язычников, связанный с необходимостью освоить завоеванные земли. Ситуация кардинально изменилась, когда в 1291 г. пал последний оплот крестоносцев в святой Земле, а тевтонцы, после перенесения в 1309 г. резиденции великого магистра в Мариенбург, начали систематический, организованный натиск на Литву, не прекращавшийся целое столетие. Европейское рыцарство немедленно устремилось в этот новый северный крестовый поход. Польша, Скандинавия, нижнерейнские земли, Голландия, Фландрия, Лотарингия, Франция, Англия, Шотландия - вот расширявшаяся на протяжении XIV в. география стран, дворянство которых принимало участие в прусских походах.

Если говорить о союзниках, то, несмотря на большие усилия и громадные средства, затраченные тевтонцами перед Великой войной и в ходе нее на приобретение союзников, в час решительной схватки помощи от них практически не было. Великий магистр не дождался ни венгерских, ни чешских, ни имперских войск. Не выполнили свои обязательства большинство поморских и силезских князей, сотрудничавших перед войной с Орденом. Не поспешили немедленно на помощь даже полки "младшего брата" тевтонцев - Ливонского ордена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда эпоха крестовых походов подошла к концу, у орденов еще оставалось будущее. Если быть точными, несколько вариантов будущего, так как эта ордена распадались и вновь воссоединялись. Но их судьба не была предопределена, она лишь произошла так, как случилось. Что осталось от орденского политического наследия, так это яркие исторические символы и философские умы, которые вершили все.

В любых обстоятельствах следует избегать недопонимания условий, которые относятся скорее к современной истории, чем к Средневековью. Средневековая философская мысль полна жестокостей, тем не менее, не стоит подкидывать топливо в печь взаимной ненависти. Именно в том историко-философском процессе одна стороны была исключительно агрессором, а другая – исключительно жертвой.

В первую очередь следует позаботиться о том, чтобы ученые цикла социально-гуманитарных дисциплин описывали крестовые походы не как проявление лишь эгоистичного желания захватить земли невинных людей, но как выражение множества локальных и глобальных событий.

Не следует упускать из виду взаимодействие различных религий, философских учений, течения идеологий, экспансию народов, династий и торговли, великих личностей, а также географию, прошлые отношения и взаимодействие народов, их желание славы, мести и добычи, случайности жизни и смерти для главных и кажущихся менее значимыми политических фигур.

Следует упомянуть и взаимное непонимание, хотя его легко преувеличить. Философия состоит не только из жертв и героических поступков, а из важных, достойных исследований и изучений учений, теорий, концепций, доктрин, систем. Именно из них люди тоже получили немаловажные знания, именно на них стоит базис современной философской науки.

Духовно-рыцарские ордена - это сражения, походы, распространение христианско-философской мысли. Концепция эпохи средневековья базировалась на позиционировании орденов как некого трансцендентного понимания философского мира в военную эпоху Средневековья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Демурже А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров 1120—1314. —СПб.: Евразия, 2007. - 214 с.

2. Баранов А. Первые магистры Тевтонского ордена. - [Электронное издание]. – Режим доступа: http://ordoteutonicus.ru/prosopografiya/17-pervye-magistry-tevtonskogo-ordena.html. - (проверено: 22.12.10).

3. Бокман Х. Немецкий орден: Двенадцать глав из его истории / Пер. с нем. В. И. Матузовой — М.: Ладомир, 2004.

4. Большая советская энциклопедия. Иоанниты. - [Электронное издание]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Иоанниты/. - (проверено: 22.12.10).

5. Виймар Пьер. Крестовые походы: миф и реальность священной войны: Пер. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003.

6. История ордена тамплиеров. - [Электронное издание]. – Режим доступа: http://www.templarhistory.ru/. - (проверено: 22.12.10).

7. Орден Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона. - [Электронное издание]. – Режим доступа: http://www.globalfolio.net/monsalvat/frglorios/ templar.htm. - (проверено: 22.12.10).

8. Росси Г. Рыцари белого креста. - [Электронное издание]. – Режим доступа: http://www.globalfolio.net/monsalvat/frglorios/hospitalrossi/hospitalrossi 01.htm. - (проверено: 22.12.10).

9. Рыцари Мальтийского ордена в XXI веке [Текст] / К. Мискарян ; фот. Е. Богачевская, С. Каптилкин. - // National Geographic Россия. - 2009. - N 1. - С.120-133 : фот. цв.

10. Суеверный Мальтийский Орден. - [Электронное издание]. – Режим доступа: http://www.orderofmalta.org/. - (проверено: 22.12.10).

11. Урбан В. Тевтонский орден. — М.: АСТ, 2007. — 416 с.