Смекни!
smekni.com

Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века (стр. 2 из 6)

Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях.

Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла.

Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми.

“Идея человека” пронизывает, центрирует русскую философию XIX века. Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того, что “человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей иерархической ступени” /Бердяев/.

В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке

Изучая труды Соловьева и авторов, интересующихся его творчеством, можно смело сказать, что он был необыкновенным человеком в полном смысле этого слова: современников поражала и его внешность, и его ум, и способность визионера. Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIXв. - начала XXв., Соловьев был еще и личностью, попытавшейся воплотить заповеди Спасителя на земле.

Эта фигура достаточно оригинальна и самобытна, хотя сам Соловьев говорит о том, что своего учения не имеет, а задачу свою видит в том, чтобы отстаивать чистоту и истинность христианства. Хочется понять, как при своих временных и направленных в высший мир устремлениях он не отвергает материи, не третирует ее как нечто несущественное и инертное, но в тоже время жаждет и предвещает одухотворение.

"... он был не только ре-

лигиозным человеком, но

вместе с тем и свободным

мыслителем и могучим ху-

дожником."

Эти слова, сказанные Владимиром Сергеевичем Соловьевым в память Достоевского, можно равным образом отнести и к нему самому. Это значит, что его философию нужно рассматривать и расценивать в нераздельном единстве верования, мышления и творчества, или в единстве добра, истины и красоты.

Мысленно вернемся в конец XIX века, интеллигенция раскололась "на две расы": на одном полюсе сконцентрировалась "культурная элита" - жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на другом - "силы революции", вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и марксизма. Это были будущие богоискатели и большевики. И вот именно в этот период и появился "истинный образователь нового религиозного сознания" Владимир Сергеевич Соловьев.

Соловьев В.С. (1853 - 1900) русский религиозный, христианский философ и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании и человеке. Он родился в Москве 16 января 1853г. в семье известного русского историка. Среднее образование получил в 5-ой московской гимназии (1864-1869), окончив ее с золотой медалью. В 1869г. Соловьев поступает в Московский университет на историко-философский факультет, экстерном сдает дисциплины историко-философского курса и в 1873г. заканчивает обучение.

Свое учение разрабатывал как альтернативу "отвлеченной" философии, под которой понимал умозрительный рационализм. Кризис всей западно-европейской философии видел в том, что она не выходит за сферу теории, не выражает собой прямой, непосредственной связи человека с универсальной целостностью мира. Цельное знание Соловьев рассматривал как органический синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Вера есть "высшая потребность всецелой и абсолютной жизни". Природа цельного человека в его учении предстает в трех основных формах своего бытия: в форме чувства, мышления и деятельной воли. Оно составляют три "начала" общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами познания. Чувство имеет своим предметом объективную красоту, воля объективное благо, мышление - объективную истину. В соответствии с этим выделяются и три сферы человеческого бытия: творчество, знание и деятельность. Творчество выражается как техническое или изящное художество, мистика; знание - как положительная наука, отвлеченная философия; практическая деятельность на уровне материального воплощения предстает как экономическое общество, на уровне формальном - как политическое общество (государство), на

уровне абсолютном - как духовное общество (церковь). В системе всеединства человек предстает посредником между Богом (абсолютно- сущим) и человеком. Вся человеческая история развертывается как восхождение к Богу, или как процесс богочеловечества. На этих основаниях - в связи с единым космоэволюционным процессом - строится этика Соловьева, его учения о Добре как некой идеальной сущности. Пафос философии Соловьева - борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.

В ноябре 1874г. он защищает диссертацию на тему: "Кризис западной философии (против позитивистов)", которая ярко свидетельствует как о необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности выражения, о логической убедительности, сочетавшихся с глубиной и шириной исторического горизонта. Исходя из убеждения, что западная философия, опираясь на данные положительных наук, утверждает в форме рационального познания те же самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания прокламировали теологические учения Востока. Подробно свою систему Соловьев изложил в докторской диссертации "Критика отвлеченных начал" (1880).

Итоги развития философских мыслей Вл. Соловьева в первый период его духовного творчества, как результат названный теософским (1874-1882), охватывающий четыре сочинения, а именно: магистерскую диссертацию, "Философские начала цельного знания" (1877), докторскую диссертацию и, наконец, цикл из двенадцати публичных

лекций по философии религии легли в основу "Чтений и Богочелове-

честве". В этом изложении взгляда на теорию познания Соловьев

разъясняет, что "основное содержание для психологии дано в дейс-

твительности нашего духа, открываемой во внутреннем или психоло-

гическом опыте; точно так же основное содержание и для реальной

метафизики как науки о божественных предметах, дается нашему уму

в Божественном откровении, которое составляет религиозный опыт

человечества".

Центральной, сконцентрированной и определяющей идеей свобод-

ной теософии или положительной диалектики, сферы знания является

единство всех познавательно-теоретических действий или актов че-

ловеческого сознания в трех его состояниях: сексуального (чувс-

твительного), интеллектуального (умственного) и религиозного (ду-

ховного или мистического) опыта. В соответствии с этим цельное

знание вообще в самом широком понимании и есть синтез философии,

науки и теологии. Но этому широкому синтезу должен предшествовать

более узкий синтез в самой философии трех ее возможных направле-

ний: эмпиризма, рационализма и мистицизма. В системе цельного

знания взаимное отношение этих элементов определяется аналогией:

эмпиризм служит внешним базисом и крайним применением или реали-

зацией высших начал; рационализм является общей связью всей сис-

темы; мистицизм имеет первенствующее значение, определяя верхов-

ное начало и последнюю цель философского мышления. Получаем, что

"знание в своем единстве есть теософия", предмет которой состоит

в истинно-сущем или в сущем всеедином, составными частями которо-

го оказываются органическая логика, метафизика и этика.

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает

важное место в его религиозной системе. Оно направленно на истол-

кование истории человечества и общественной жизни. Для Соловьева

Богочеловек - это одновременно и индивидуум, и универсальное су-

щество, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем вы-

ражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совер-

шенствования человека, Бог проявился в земном историческом про-

цессе в виде Богочеловека - Иисуса Христа. "Своим словом и подви-

гом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравс-

твенного зла и кончал воскрешением, т.е. победой над злом физи-

чески - над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек

открыл людям царство Божие".

Для Соловьева Мир - это всеединство в потенции, т.е. он лишь

содержит в себе всеединство как идею, как общественный элемент.

Но мир также содержит в себе материальный элемент, который не яв-

ляется всеединством, он также не божественный элемент. Этот эле-

мент стремится к всеединству и становится им, когда объединяет

себя и Бога. Становление всеединства и является развитием мира.

Божественный принцип всеединства - это идея, которая присутствует

принципиально в каждом стремлении человека, слепом и бессозна-

тельном.

Согласно Соловьеву, мир претерпевает два этапа своего разви-

тия: природу и историю. Окончательным результатом этого процесса

развития выступает торжество царства Божия, которое "есть то же,

что действительность безусловного нравственного порядка или что

всеобщее воскрешение и восстановление всех".

Для Соловьева человек выступает определенной связью между