Смекни!
smekni.com

Философия неопозитивизма. Философия буддизма. Виды категорических суждений по объединенной клас (стр. 1 из 10)

Нацальный аэрокосмический уныверситет им. М.Е. Жуковского

Контрольная работа

По предмету: Философия, религоведение, логика

На темы:

Философия неопозитивизма.

Философия будизма.

Виды категорических суждений по объединенной классификации. Распределенность терминов.

Харьков 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ 2

ФИЛОСОФИЯ НЕОПОЗИТИВИЗМА 3

Замысел «проверяемой» философии.

Принцип верификации. 7

Понимание языка в неопозитивизме 12

Язык и мир, язык и сознание 14

ВЫВОД 20

ЛИТЕРАТУРА 21

ВСТУПЛЕНИЕ

Еще в конце XIX века спор о специфике и судьбах филосо­фии приобрел форму дискуссий о проблеме «метафизики». Име­лась в виду метафизика как «первая философия», которая обя­зательно ставит мировоззренческие проблемы бытия, человека, познания и рассматривает их широко и масштабно. Кант и Гегель, критиковавшие «старую метафизику», вместе с тем придавали большое значение новому пониманию таких проблем, как единство и целостность мира, место и роль человека в универсуме, конеч­ность и бесконечность мира и т. д. Они, таким образом, стреми­лись обновить метафизику, которая, по словам К. Маркса, пережи­ла в немецкой классической философии «победоносную рестав­рацию». А вот в конце XIX века возникло и передалось философии XX века критическое умонастроение, лозунг которого, перефрази­руя слова Ньютона— «Физика, бойся метафизики!», можно было бы выразить так: «Философия, бойся метафизики!»

ФИЛОСОФИЯ НЕОПОЗИТИВИЗМА

«Неопозитивизм» — обозначение направления, в которое включают различные логико-философские школы, подходы, по­зиции.

Это движение в XIX веке было представлено «первым пози­тивизмом» (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер, О. Копт), потом «вторым позитивизмом» (3. Мах, Р. Авенариус), а начиная с 20-х годов и до нынешнего времени — «третьим» позитивизмом, пли неопо­зитивизмом.

Его родоначальниками являются авст­рийский физик-теоретик М. Шлик (1882—1936), австрийский фи­лософ, логик и математик Л. Витгенштейн (1880—1951), немецкий философ и логик Р. Карнап (1891—1970), английский философ, логик и математик Б. Рассел (1872—1970) и др. Их относительное единство состоит в особом толковании предмета и задач философии: подвергается решительной критике понимание философии как метафизики и отстаивается идея «подлинной» научной философии, ориентирующейся на строгие образцы естественнонаучного, математического знания.

Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть корен­ным образом преобразована.

Борьба неопозитивистов против метафизики имела и до сих пор имеет свои достаточно серьезные теоретические основания и социально-практические предпосылки. Реальным основанием, относящимся к самой философии, является характерное проти­воречие: философия связана с жизнью, практикой, но она явля­ется сверхопытным знанием и познанием, высокоспециализированной и трудной для понимания областью человеческой культуры. Представители точных наук упрекают философию — и подчас вполне оправданно — в неясности рассуждений, в услож­ненности языка. Подобные же упреки можно слышать и от тех людей, которые изучают философию, приобщаются к ней. Со стороны бывает нелегко разобраться, скрывается ли за труд­ностью понимания философских текстов, философского языка глубина анализа, разветвленность понятийно-категориального ап­парата или запутанность, непроясненность понятий, логики рас­суждения.

Неопозитивисты вынесли в адрес философии жесткий и аб­солютный приговор: «виновны» но только псевдофилософы — «виновны» и те философы-классики, которые загромоздили фило­софию полумистическими понятиями (такими, как абсолютный дух, чистый разум) и основанными на них концепциями, затянув философию в пучину бесконечных и бесплодных споров. Все это и было метафизикой, которую теперь, в век расцвета науки, надо решительно «выбросить за борт» философии. Таким был приговор от имени новой философии, которая мыслилась и качестве «новой логики».

Противопоставление «старой метафизики» и нового, «пози­тивного» знании основывается не только па философских сооб­ражениях. У него есть и более широкая жизненно-практическая основа — возрастание роли точных и конкретных знании, эффек­тивных действий, хорошо обоснованных рекомендаций во всех без исключения областях человеческой жизнедеятельности. Когда ремесленник в одиночку создает какой-либо предмет, то удачный или неудачный исход действия зависит от него и его подручных. Ошибку можно исправить быстро. В условиях же разветвлен­ной системы взаимозависимых действий в производство, управ­лении, науке, культуре современного мира надежность каждого звена зависит от того, сколь точны, обоснованы, надежны, «по­зитивны» знания и действия отдельных людей. Ошибки обходят­ся исключительно дорого и нередко оказываются уже неустра­нимыми. Рациональность, эффективность, функциональность — понятия, которые прочно входят в экономику и экономическую науку, социальное действие и социологию, в управленческую практику и науку об управлении. «Позитивная» обоснованность действия противостоит общим словам, не подкрепленным и не проверенным опытом рекомендациям, которые развенчиваются как нецелесообразные и даже опасные. Соответственно и филосо­фия сосредоточивает свое внимание на «позитивном» в человече­ском знании и познании. И тогда на повестку дня выносится во­прос: а выдерживает ли сама философия проверку па «позитив­ность» знания? Решительный отрицательный ответ на него и яв­ляется основой для критики неопозитивизмом традиционной и современной метафизики.

К философии, по убеждению неопозитивистов, следует строже предъявить те требования научности, которые сложились в естественных и математических науках. В связи с этим неопо­зитивисты прежде, всего взяли на себя задачу осуществить пере­оценку ценностей и приоритетов философии, пользуясь крите­риями «строгих наук», критериями формальной логики. Это было осуществлено со знанием дела, ибо неопозитивисты по большей части являлись не только философами, но и специа­листами в области математики, математической логики, физики и других точных наук. Неопозитивизм — одно из проявлений и следствий влияния на философию стандартов и культуры мышления, сложившихся в науках о природе, в математике и математической логике. И не случайно развитие неопозитивизма приходится на наше столетие с его научно-технической революцией, а «всплески» его воздействия — на периоды, особо отмеченные возрастающей ролью строгого знания в науке и практике человечества.

Результаты попыток «позитивизации» философии весьма неоднозначны. С одной стороны, стремление «подключить» фило­софию к общим процессам развития точного знания способствовало существенному обновлению тех ее разделов, которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками. Наибо­лее сильное преобразующее влияние неопозитивизм оказал на ло­гику и методологию науки. В наше время логика и методоло­гии науки — одна из самых влиятельных, в том числе в науке, областей философии. С другой стороны, многие общефилософские претензии неопозитивизма обнаружили свою несостоятельность, что привело к «смягчению» самими представителями данного направления первоначально жестких требований и критериев, обращенных к философии. Так, категорические антиметафизические декларации начальных этапов развития неопозитивизма постепенно уступили место более компромиссным подходам. И дело было не только в сопротивлении современных «метафизи­ков» - философия, культура, потребности социального развития нашего столетия сопротивлялись тому, чтобы философия была сведена, как того поначалу требовали неопозитивисты, к анализу языка.

Рассмотрим подробнее обе эти стороны противоречивого раз­вития неопозитивизма.

Замысел «проверяемой» философии.

Принцип верификации.

Неопозитивизм неоднороден: как фи­лософское течение он состоит из ряда философских школ и прошел в своем развитии ряд последовательных этапов. Исторически пер­вый и основной вариант неопозитивизма—логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, по­скольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно выталкивает философское мышле­ния в сферу «метафизических» проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому, что она не явля­ется содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования.

В чем же состоит этот способ теоретизирования, с точки зре­ния неопозитивистов? Представители логического позитивизма считают, что задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений. При этом неопозитивисты исходят из предпосылок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний. Центральная задача фило­софии — разработать принципы проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека, позитивному данному. Б. Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся на три основных категории: 1) логико-математические (аналитические); 2) эмпирические (синтетические); 3) метафизические (научно-не­осмысленные). Философия, по мысли неопозитивистов, должна проанализировать высказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа изъять из науки все научно-неосмысленные вы­сказывания, обеспечить построение идеальных логических моде­лей осмысленного научного рассуждения.