Смекни!
smekni.com

Философия и мировоззрение 2 (стр. 2 из 4)

Среди них выделяются вопросы:

  • "О сущем" (что значить существовать и быть действительным или реальным);
  • "О должном" (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является "антиценностью"; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
  • "О реализации должного в сущем" (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями)

Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросы. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы. Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

Мировоззренческие взгляды и убеждения не являются сухими теоретическими конструкциями, чисто "знаниевыми" образованиями. Они не только высказываются в виде абстрактных теоретических положений, но и выражаются в наглядных образах, символах, знаках. Человек фиксирует свое отношение к миру в понятиях и образах и одновременно эмоционально переживает его. Соответственно, в каждом феномене мировоззрения присутствуют основные уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание (верхняя грань куба).

Людям по-разному удается продвинуться на этих уровнях мировоззрения. Кто-то застывает на уровне образного мировосприятия, кто-то двигается дальше, в сторону миропонимания. Что касается философии, то она стремится развивать прежде всего понятийный или теоретический уровень мировоззрения. Хотя ни одному из философов не удается избежать ни образности, ни эмоциональности.

Конечно, перечисленным не исчерпываются все аспекты, стороны или грани мировоззрения. Будем считать, что они остались на невидимых гранях. Их может заполнить Ваше творческое воображение.

5. Типология мировоззрений

Мировоззрений, как и их носителей, удивительно много. Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности. Именно это имеют ввиду, говоря, что у каждого свои взгляды, свои убеждения и т.п.

Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив, придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.

Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.

В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний ( анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строиться его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения.

Следует сказать, что по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения.

Рассмотрим теперь типы мировоззрения, указанные на схеме, более подробно.

Социально-исторический тип мировоззрения

Архаическое мировоззрение

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Здесь мы рассмотрим только анимизм. Его, пожалуй, можно рассматривать в качестве материнского лона всех других архаических форм мировоззрения. "Анимизм" буквально означает "одушевление". Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания и поступки. Почувствовал усталость - прилег отдохнуть. Проголодался - начал искать пищу и т.п. Объяснить свои действия желаниями, чувствами, стремлениями, на первый взгляд, очень просто. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются в своих поступках другие люди. Нет сомнений в том, что чем-то схожим руководствуются и животные.

У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания и действия легко переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления своя душа - это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки - в обряды, уговаривания - в заговоры, далее молитвы.

Остатки анимизма до сих пор живут в нашем языке. Мы порой без специального намерения говорим о заведомо неживых явлениях как об обладающих какими-то стремлениями, желаниями. Маленький ребенок, увлекшись игрой и натолкнувшись на препятствие, наказывает "ударивший" его предмет.

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом понятные отношения между людьми.

Поясним это на примере одного из хорошо известных мифов.

Вам, наверно, хорошо известен древнегреческий миф о похищении и возвращении красавицы Персефоны. В разных вариантах подобный сюжет присутствует в мифах многих народов. И этот миф, наверняка, - одна из более поздних переделок еще более древних мифов.

Как гласит миф, Персефона (дочь Зевса и Деметры) была похищена Аидом - властелином подземного царства мертвых. Это вызвало глубокую печаль и равнодушие к своим делам Деметры - богини жизни и плодородия. В результате вся природа погрузилась в глубокий сон - зиму. Лишь после долгих уговоров Аид согласился вернуть Деметре дочь, ставшую ему женой. Но лишь на том условии, что она половину года будет в дальнейшем проводить у него. Периодические возвраты и проводы Персефоны стали причиной сменой настроения Деметры и, как следствие, причиной смены времен года.

Миф рисует довольно типичную семейную ситуацию: мрачноватый, но властный муж, энергичная и абсолютно несовместимая с ним теща, жена, разрываемая между мужем и матерью. Отношения и эмоции в этом треугольнике нетрудно понять. Но главное здесь в том, что все эти отношения миф разыгрывает между силами жизни (Деметра), с одной стороны, и силами смерти (Аид) - с другой, включая в игру этих могучих сил и природу, и человека. В результате знакомая семейная ситуация становится ключом к пониманию мира.

На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.

Миф - это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, "пропевая" и "вытанцовывая" его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.