Смекни!
smekni.com

Философия и мировоззрение 2 (стр. 3 из 4)

Дополнительный материал

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Мир мифологических существ - это, хоть и обособленная, но все же часть того мира, в котором живут люди. Так, все знают место, где жили боги древних греков - это вполне определенная гора в Греции - Олимп. Путешествие в подземное царство Аида могло занять у Одиссея много времени и потребовать от него исключительной отваги, но проникал он в него через вполне реальный вход. Сами боги, хоть и могущественны, но отнюдь не всесильны. Они рождаются и живут подобно людям, постоянно с ними общаются и сами подчинены судьбе.

Однако расширение круга знаний, развитие абстрактного мышления, рост общей культуры очевидным образом делали невозможным сохранение подобных взглядов в качестве основы мировоззрения.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.

Контакт с этим миром возможен теперь только по воле Той стороны. Магия (колдовство) отныне подлежит осуждению. Ведь теперь не человек, каким бы героем он ни был, вторгается в Тот мир, а он сам открывается человеку. Впрочем, не всегда и не всякому - эту милость надо еще заслужить. Если мифология жила в эпосе, в преданиях, меняющихся от места к месту и открытых всяческим переделкам, то религия с самого начала стремилась обрести строгие рамки вероучения, в котором нельзя изменить и букву. Ибо она дарована пророку, а через него и всем людям откровением свыше.

Сохранение в целостности вероучения требует специальной подготовки - обучения, а значит разъяснений и комментариев. Вслед за религиозным откровением идет теология (богословие). Религиозное мировоззрение неизбежно рационализируется и теоретизируется. Кстати, греческое слово "theoria" буквально означает "видение Бога".

Вместе с тем религия сохранила и наглядно-образный строй мифологии. Благодаря этому религиозное мировоззрение оказалось весьма доступным и потому, наверно, необычайно устойчивым. По сей день это наиболее распространенный тип мировоззрения.

Философское мировоззрение

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

У философии сложные отношения с религией и богословием. К ним мы еще вернемся. Здесь же заметим, что философия всегда стремилась к предельно универсальному мировоззрению. Более универсальному, чем могли дать даже мировые религии. И пыталась основать его не на вере, а на разуме, не на мнении, а на знании.

Религия поместила силы, творящие мир и управляющие им, в отдельную сверхъестественную, недоступную обычному опыту сферу. Философия последовала за ней в эту область, но произвела, прежде всего, деперсонификацию этих сил. То есть в философии они перестали быть личностными силами и превратились в универсальные принципы, в теоретические конструкты, с помощью которых философ творит... конечно, не мир, но свою собственную картину мира. Он умозрительно берет на себя функции Творца! Философ может быть глубоко верующим человеком и писать о Боге. Но при этом Бог в рамках его философии остается теоретической конструкцией, никогда, естественно, не совпадающей с Богом конкретной религии.

Философское творчество не означает, что философ может творить картину мира по собственному произволу. Тогда он был бы свободным художником, автором фантастических романов. Его цели иные - истина, мудрость. А это значит, что ему надо добиться обоснованности своей теоретической конструкции, ее внутренней согласованности, она должна выдерживать очень серьезную, но разумную критику, и, главное, она должна "работать": систематизировать и объяснять имеющиеся факты, показывать эффективные пути познания и действия.

Таким образом, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

Итак, основные черты философского мировоззрения:

    КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами;
    СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов;
    УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов;
    КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.

.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Стихийное мировоззрение

Мировоззрение каждого человека начинает формироваться вместе с осознанием им окружающего мира. Первоначально оно формируется стихийно. Характерными чертами такого стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение

Общество рано пришло к осознанию того, что мировоззрение - вещь важная и нужная. Поведение людей находится в прямой зависимости от их мировоззрения, от того, на какие ценности они ориентированы. Поэтому с древнейших времен мировоззрение целенаправленно формируется с помощью семьи, церкви, школы, других социальных институтов. Оно активно формируется также под влиянием пропаганды и агитации, СМИ-товского мира грез - словом, всегда, когда навязываются строго определенные взгляды и программы действий.

Результатом такого воздействия на личность является складывание у нее догматического мировоззрения. Слово "догма" означает здесь учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Рефлексивное мировоззрение

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия (лат. reflecto) чаще всего расшифровывается как отражение, отображение. В данном случае под рефлексией подразумевается способность человека отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках, умение их оценивать. Иными словами, рефлексия - это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то ("что-предмете"), но и о том ("что-процесс"), как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия представляет собой специфическую форму рефлексии мировоззренческих проблем и способов их решения. Философ не просто задается вопросом о сущности мира, но и размышляет над тем, что такое "сущность" вообще, что мы можем знать о сущности как таковой и приложима ли эта категория к пониманию мира? То есть философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.