Смекни!
smekni.com

Этика милосердия в произведениях русских философов (стр. 1 из 5)

Содержание:

Введение. 3

1. Основная сущность этики. 5

1.1. Этика как понятие. 5

1.2. Религиозная этика русской философии. 7

2. Милосердие как этическая категория. 11

2.1. Понятие милосердия в философии. 11

2.2. Практическая задача милосердия. 13

3. Этика милосердия русской философии. 16

3.1. Особенности русской философской мысли. 16

3.2. Концепции «живой этики» в произведениях русских философов 18

Заключение. 24

Список литературы: 25

Введение

Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к X – XI векам, т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения, и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия, как особая сфера духовной жизни общества, складывается сравнительно поздно. Русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии. Православная догматика, определила основные грани в пути размышлений, богатая философская литература Западной Европы создавала возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении христианской философии. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияние православия оказывает решающую роль. Русская философия глубинным образом связана с ним как корневым основанием русской культуры. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной.

В XIX веке начинает формироваться оригинальная философская мысль. Приобщаясь к философской культуре запада, Россия как бы сократила для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входила в сложную философскую проблематику своего времени. Нужны были огромные усилия, для того, чтобы совместить в себе необходимые ученичество и свободное собственное творчество. Не чуждаясь Запада, учась у него прилежно и постоянно, русская философия жила своими вдохновениями и проблемами. Она является стороной общемирового философского процесса, универсальных и всеобщих проблем, законов мировой философии, а также выражением национального склада, духовных стремлений русской славянской культуры.[1]

Русская впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира, так и самого человека. Вместе с тем это очень самобытная философия, возникшая, прежде всего, на основе религиозной этики и этики милосердия.

Чтобы понять особенности этической концепции в русской философии, нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России. На основании изучения философских взглядов, известных русских мыслителей XIX – XX веков, автором будут выявлены, прежде всего, отличительные черты русской философской мысли. На основе научной литературы, будут даны определения таких понятий как «этика» и «милосердие». Так же будет предпринята попытка осмысления концепции этики милосердия в произведениях русских философов и сделаны заключительные выводы по теории данного вопроса.

Работа содержит в себе введение, 3 главы, 6 параграфов, заключение и список литературы.

1. Основная сущность этики

1.1. Этика как понятие

Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».[2]

Следовательно, мораль, нравственность – явления социальной жизни, а этика – их теоретический анализ. Она призвана, теоретически решать проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (справедливое и несправедливое, дурное и благое, честное и бесчестное и др.), но главные категории этического анализа – добро и зло, их происхождение, их взаимодействие, их борьба. Этика сосредотачивает свое внимание на двух группах проблем: идее должного (анализ нравственных идеалов, желание и возможность творить добро) и анализ конкретных норм поведения – поступков и нравов (нормативная этика). Этика как теоретическая философская дисциплина имеет сложную, многоступенчатую структуру. В нее входят: этические учения в рамках отдельных философских направлений – экзистенциализма, феноменологии, персонализма и др.; теории, изучающие логику морального языка; природу моральных ценностей (аксиоло­гический аспект); дескриптивная этика, изучающая мораль в разных типах общества; мораль и социальное управление; этика науки, бизнеса, биоэтика и другие структуры.[3]

Содержательные и формальные особенности этики заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования; способами ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте, основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской).

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределенные, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т.д.).[4]

Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищенным подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок. Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные. Этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой – системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.

В философском знании этика выполняет роль смыслообразующего принципа, а аксиология морали возвышается до уровня общечеловеческих ценностей, обогащая понимание истины, красоты, веры. И, подобно тому, как мораль имеет всепроникающий характер, различают этические аспекты всех наук в современном интегральном знании.[5]

В истории этики обнаруживают себя этически ориентированные эпохи и философские школы. Проблемы теории морали представлены в творчестве едва ли не каждого выдающегося мыслителя. Нравственные воззрения отображены в различных стилях исследования: дескриптивном и проблемном, морализаторском и метафизическом, эмпирическом и теоретическом, эссеистском и модельном, художественном и научном, исповедальном и программном. Этика кануна второго тысячелетия хранит абсолютное содержание традиционного понимания морали, и, вместе с тем, открывает новые гуманистические горизонты. Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.

1.2. Религиозная этика русской философии

Религиозная философия в России, с самого начала была в основном, православной. Из лиц, не принадлежавших к числу преподавателей духовных учебных заведений, к ней обращались лишь единицы. Так продолжалось почти до конца XIX века, пока религиозные веяния не охватили часть русской интеллигенции. На этой волне возникла новая, иная, чем раньше, русская религиозная философия.

В России в конце XIX – начале XX века назревала великая народная революция, которой предстояло смести старый отживший общественный строй. То, что старая Россия обречена на гибель, в той или иной степени осознавали многие, и не только политики. Та часть русской интеллигенции, которая жила общими нуждами с народом, приветствовала грядущую революцию. Но тот ее слой, который был тесно связан с русской буржуазией, революции панически боялся. Ощущая, что никакая естественная социальная сила не способна предотвратить надвигающуюся бурю, эти люди вынуждены были обратиться к поиску иных сил, возложить свою надежду на иной мир. Так они пришли к религии. Но, понимая, что православие в его традиционной форме мало, чем может помочь, они занялись созданием религиозно-философских систем.

Среди них были русские религиозные философы, такие как В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и другие.

В. В. Розанов огромное значение он придавал вопросам пола и критике христианского аскетизма, ему было свойственно своеобразное мистическое чувство натуралистической жизни. Несмотря на частую смену философских пристрастий, он оставался последовательным в своей увлеченности стихийным началом жизни.[6]

Основными темами художественных и творческих изысканий Д.С. Мережковского – была мировая история как вечное борение «религии духа» и «религии плоти», устроения справедливого христианского общества. Мережковский как и Розанов интересовался органическим мироощущением, обожествляя природную жизнь. Он превозносил попытки раскрыть органические силы в самом человеке, позволяющие взаимодействовать с природой «изнутри», даже если эти опыты нередко были близки к магии.[7]