Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 8 (стр. 10 из 13)

Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

35 Творчество, этапы творческого поиска.

Творчество – одна из важнейших тем искусства, литературы, философии. Многие мыслители, начиная с философов Античности и заканчивая нашими современниками, пытались определить это понятие, выявить основные особенности человеческого творчества и вдохновения как составляющей этого процесса. В идеалистической философии конца XIX – начала XX вв. творчество преимущество противопоставляется механически-технической деятельности. В “философии жизни” наиболее развернутая концепция творчества дана Анри Бергсоном. Он понимал творчество как непрерывное рождение нового, составляющее сущность жизни. Оно представляет собой нечто объективно совершающееся. В природе – это процессы рождения, роста, созревания, а в сознании – возникновение новых образов и переживаний. Таким образом, творчество противопоставлено субъективной деятельности конструирования, лишь изменяющее старое. Экзистенциалисты носителем творческого начала называли личность.

Стадии

1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей

3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие

36 Истина.

Истина есть знание, мысль, высказывание, соответсвующее действительности или предмету. Истина-образ. Предмет-корреспондент.Существует 4 момента истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность. "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которуювходит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своимвнутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное,исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапаразвития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может бытьдостигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который неможет быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительныхистин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это

неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о

флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1) характером объекта к которому относится,

2) условиями места, времени;

3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение

37 формы и методы научного познания.

В научном познании главная роль принадлежит рациональному мышлению, которое взаимодействует с чувственным познанием. В научном познании выделяют такие формы:

Идея-отображает связи, закономерности действительности и направлена на ее превращение , а также соеденяет истинное знание про действительность и субъективную цель ее превращения (идея про материальность мира)

Проблема-отображает противоположность между знанием и действительностью или противоречия в самом познании. Развитие познания-это переходот постановки одних проблем до их решения, а потом постановки других проблем и их дальнейшего решения.

Гипотеза-форма научного познания истинность которой еще не доказана, с помощью Г. формируется возможные варианты решения проблемы, после доказания гипотезы она превращается в научную теорию. На основе этих трех форм формируется научная концепция, которая обосновывает основную идею теории.

Теория- основа достоверных знаний , дает целостное представление о закономерностях и существенных хар-ках объкта. Имеет 2 функции: обьяснение и предусмотрение.

1)метод восхождение от абстрактного к конкретному.

2)метод моделирования и принцип системности состоит в тогм, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяют его моделью.

3)Наблюдение-целенаправленное восприятие предметов действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания

4)Эксперимент-это способ чувственно-действительной действительности, когда явления изучают с помощью специальных условий, которые обеспечивают переход в чистом виде тех процессов.

5)Анализ-расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения

6)синтез-противоположный анализу

7)индукция-метод, когда на основании об отдельном делается вывод об общем

8)дедукция-противоположный индукции

Научное знание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, относительно простых компонентов, в научном познании принято выделять более сложные формы, к ним относятся проблема гипотеза, теория.

38 Философские проблемы антропосоциогенеза.

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество научных дисциплин, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика. Антропосоциогенез – это переход от биологической формы движения материи к социально организованной, его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Эта сложная общетеоретическая проблема нуждается для своего решения в синтезе достижений различных наук. Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Антропосоциогенез – это переходное состояние материи. Любое переходное состояние представляет собой звено в цепи развития предмета или явления, где признаки нового качества выражены еще не отчетливо, не обнаружили себя как противоположность по отношению к старому качеству, не вступили с ним в противоречие. Существует два подхода к проблеме закономерностей переходных состояний: 1) Переходные состояния определяются совокупностью законов как исходной, так и более высокой формы движения, при условии сохранения каждым из законов своей природы и своей области влияния. С этих позиций антропосоциогенез рассматривается как процесс, находящийся под контролем закономерностей, различных по своей природе: социальных (трудовая деятельность) и биологических (естественный отбор); 2) Существуют особые закономерности переходного периода как специфические закономерности антропосоциогенеза.