Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 8 (стр. 12 из 13)

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

45 Культура и цивилизация.

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

- взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

- логику эстетического развития (Бродель).

Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2 Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

46 Ноосферная культура в информационном обществе.

Яншин А.Л. и Яншина Ф.Т. [3], изучив научное наследие В.И.Вернадского, выявили следующие основные положения его учения о ноосфере: 1) открытие новых источников энергии; 2) доминирование геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; 3) увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; 4) преобразование первичной природы земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения; 5) усиление связей, в том числе политических, между все-ми странами; 6) усовершенствование средств связи и обмена между странами; 7) пропаганда равенства людей всех рас и религий; 8) поддержание свободы научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических концепций; создание государством условий для свободной научной мысли; 9) постепенное заселение человеком всей планеты; 10) развитие системы народного образования; создание реальной возможности предупреждения недоедания, голода и нищеты; 11) расширение границ биосферы и выход в космос; 12) предупреждение войн в жизни общества.

Мною к главным положениям учения В.И.Вернадского о ноосфере отнесена сформулированная им мысль о становлении ноосферы на принципах демократии, достижениях научной и рациональной трудовой деятельности. Но В.И.Вернадский не описал, как происходит образование ноосферы.

Из приведенных выше положений следует, что В.И.Вернадский размышлял над двумя главными проблемами: а) строительство ноосферы в разных странах; б) глобализация жизнедеятельности человеческих сообществ.

47 Проблемы общественного развития, их глобальный характер.

Так как наше будущее напрямую зависит от нашего настоящего и прошлого, то оценив состояние, в котором мы находимся сейчас, а также те предпосылки, которые привели нас к этому состоянию, мы можем прогнозировать наше ближайшее, и не самое ближайшее будущее (если оно нас ожидает). Однако любому здравомыслящему человеку сейчас понятно, что человеческая цивилизация находится в глубочайшем кризисе, и в скором будущем нас ждут сильнейшие социальные, политические, природные и прочие потрясения.

В настоящее время существует ряд глобальных, жизненно важных проблем, требующих безотлагательного решения. Это в первую очередь проблема экологии и окружающей среды, проблемы перенаселения и нехватки продовольствия, конфликты на межнациональной и религиозной почве, эпидемия СПИДа , наркомания и прочие. И человечество подошло к такому этапу в своем развитии, когда эти проблемы выходят за границы отдельных государств и принимают общемировые масштабы.

Пожалуй, первоочередной задачей сейчас является спасение природы, окружающей среды. Если не защитить от вырубки и уничтожения леса в Южной Америке и Центральной Африке, которые называют "легкими планеты", то в ближайшее время они исчезнут полностью, что приведет к прекращению выработки кислорода на Земле. Так же всем известно о все более расширяющихся озоновых дырах, которые являются угрозой для всего живого на земле, о парниковом эффекте, об уничтожении и вымирании животных и растений. Современная техногенная цивилизация завоевывает все большее пространство, распространяется по всему миру. Все меньше и меньше становятся островки живой природы, не тронутой и не обезображенной деятельностью человека.

Резкий рост населения Земного шара повлек за собой кроме демографических проблем так же и проблему нехватки продовольствия. Наиболее остро она ощущается в беднейших странах Азии, Африки и Латинской Америки. Следствием этого является ежегодное освоение все новых и новых территорий, ранее не занятых человеком. Однако владельцы сельскохозяйственных угодий стремятся в короткие сроки при минимальных затратах получить наибольшую прибыль. Это оборачивается нещадной эксплуатацией земли. Обработка земельных угодий ведется без научной основы, с использованием вредных химических удобрений и веществ. В результате неправильной обработки почва подвергается эрозии, то есть выветриванию плодородного слоя, после чего происходит опустынивание, и эти земли становятся непригодными для жизни. Наиболее наглядным примером такого процесса является пустыня Сахара на севере Африки, появление и расширение которой есть результат безответственной деятельности человека. Там с каждым годом пустыня поглощает участок земли, равный территории среднего европейского государства.

Но бесконечно эксплуатировать природу нельзя, и в ряде регионов, где традиционно разрабатываются те или иные ресурсы, их запасы или уже исчерпаны, или прогнозируется их скорое завершение. Это повлечет за собой обострение борьбы мировых держав за сферы влияния на планете, и, как следствие, возникновение новых "горячих точек". Зачастую межэтнические и религиозные конфликты провоцируются какой-либо третьей стороной с целью достижения своих чисто политических или экономических целей (взять хотя бы наглядные примеры недавних войн в Таджикистане, Чечне, события в Югославии).