Смекни!
smekni.com

Философия Китая (стр. 3 из 4)

Дхарма - религиозная доктрина буддизма - складывалась в полемике с ортодоксальной брахманистской идеей субстанциаль­ной души - атмана. Если в большинстве брахманистских систем атман рассматривался как временная форма высшей духовной субстанции, сотворившей мир через серию эманации, а освобож­дение атмана трактовалось как его слияние с этим космическим творящим началом, то буддизм выдвинул идею анатма, отсут­ствия души как цельного, вечного и неизменного начала.

Индивид (пудгала) нереален и представляет собой совокуп­ность пяти "слоев" (панчаскандхау. 1) слоя телесности (рупа-скандха), 2) слоя ощущений (ведана-скапдха), 3) слоя представ­лений (самджня-скандха), 4) слоя стремлений (санскара-сканд-ха) и 5) слоя сознания (виджняна-скандха). Эти пять "слоев" не содержат в себе ничего постоянного.

Имеет ли мир вообще некое начало, вечен ли он и так далее - на такие вопросы Будда, участвуя в философских дискуссиях с брах­манами, отказывался давать категорический ответ (экамсавадин) и высказывал лишь некатегорические" суждения (вибхаджавадин).

Категорической же сам Будда считал лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следова­тельно, все, что нужно знать о существовании мира и человека -это, что ОНИ основаны на страдании. Страдание - конечная реаль­ность существования. Основа буддийского вероучения - четыре, "благородные истины".

Первая, "истина страдания ", - истина об универсальности стра­дания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека.

Страдание - это рождение, старость, болезни, смерть, соедине-
ние с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недо-
стижение всего, чего хочешь достичь, то есть пять "групп привязан-
ности" (упаданаскандха). Пять "групп привязанности" соотносят-
ся с пятью "слоями" индивида. Пять "групп привязанности" и есть
само страдание. 4 "*

Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, "истина возникновения страдания ".

Старость и смерть зависят от рождения. Рождение - причина, основание и источник старости и смерти. Однако рождение так же задано фактом предшествующего существования, как то - пред­шествующим ему. Эта цепь зависимых перерождений определяет­ся совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека, то есть кармой. Карма может быть благой (пунья карма) и дурной (папа карма), что обусловливает участь человека[3].

Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий - нирваны', Об этом говорит третья истина ( "истина прекращения страда­ния "): страдание можно прекратить, освободившись от желания.

Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллю­зорности собственногоя через милосердные деяния и совершенство­вание в нравственности к медитации, позволяющей достичь состоя­ния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

Восьмеричный путь состоит из:

1)правильного воззрения на вещи (самьяг-дришти), то есть пра­вильного понимания;

2)правильного намерения (самьяг-самкальпа), то есть друже­ственности по отношению ко всему живому, сострадания ко всем страдающим существам, бескорыстного радования успехам и сча­стью других и духовной уравновешенности во всех ситуациях,

3)правильной речи (самьяг-вак), то есть воздержания ото лжи, клеветы, грубых или злонамеренных бесед и пустых сплетен;

4)правильного действия (самьяг-карманта), то есть воздержа­ния от убийства, воровства и недозволенных половых связей;

5)правильной жизни (самьяг-аджива), то есть воздержания от добывания средств к существованию способами, могущими при­нести вред другим существам;

6)правильного усилия (самьяг-вьяйяча), то есть старания осво­бодиться от неблагоприятных состояний сознания и развивать правильные;

7)правильною памятования (самьяг-смрити), то есть присталь­ного наблюдения за собственным телом, чувствами, умом и пси­хическими объектами, доходящего до состояния глубокой кон­центрации;

8)правильного сосредоточения (самьяг-самадхи), то есть углуб­ленного поиска истины.

В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как пол­ный отказ от убийства, лжи, воровства, вступления в половые свя­зи, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, пользования комфортными сидениями и постелями, использова­ния денег, чревоугодия.

1 Нирвана - состояние, в котором уже в этой жизни уничтожены жад­ность, ненависть и заблуждения, а после физической смерти все ощущения, все представления, все побуждения и сознание навсегда прекращают свое существование.

После смерти Будды его учение стало развиваться в различ­ных направлениях.

Школа Хинаяна представляет собой монашеский буддизм, ко­торый заботится о нуги спасения для немногих избранных.

Махаяна, напротив, обращается к широким слоям верующих. Почитание Будды приобретает в этой школе теистические черты. 11а пути к спасению индивид может заручиться помощью Бодхи-сатв, то есть просвещенных, которые отказываются из любви к людям от того, чтобы уйти в нирвану.

Значимым является так называемые "срединное учение" На-гарджуны (Ив. до н. э.). Существенно только то, что существует независимо. Так как все факторы существования являются зави­симыми друг от друга, они являются сами по себе неопределенны­ми, то есть пустыми. Таким образом, целостность мира пуста, и пустота оказывается единственным принципом по ту сторону бы­тия и небытия. Различие является на самом деле только иллюзи­ей. Поэтому не существует никакой разницы между сансарой и нирваной. Знанием, ведущим к спасению, является следующее: Мы в нирване, действительна лишь пустота.

Классические ортодоксальные системы

Ьрахманистские системы возникают в полемике с буддистской

I < >чкой зрения на природу человека, характер спасения и возмож­ность познания мира.

Пьяйя ("вхождение в предмет") - философская школа, осно-Ц.И1 пая брахманом Гаутамой около III в. до н. э., сходна с запад-ИОЙ логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обя-Мтельным для всякого, занимавшегося систематическим фило-

II и| итвованием. Базовыми текстами этого направления являются

| йя Сутры"', созданные в Ш-Н вв. до н. э.

"Ньяйя Сутры" - трактат из пяти книг, каждая из которых со­держит по два раздела. В ней обсуждается шестнадцать основных там ньяйя. Основные из них - природа познавательной способно­сти и мышления, а также характер сомнения и обоснованность средств доказательства.

Пиния исходит из принципиальной познаваемости мира и рас-^^^■рает всякое знание как раскрытие реальности. 11о природе

^^Нв - специфическая форма организации текста в виде кратких изре-ц|11 Сутры имели мнемоническое (направленное на запоминание) назна-ЦМ конспективно изложенные идеи легко заучивались, однако, для того, I >вернуть" их н полный текст, нужна была помощь учителя.


своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. 11ознание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя - ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.

Всякое познание предполагает четыре условия: 1) наличие по­знающего субъекта (праматри); 2) объект (прамею); 3) результат познания (прамити), 4) средства познания (праману).

Три первых фактора принимают участие во всяком процессе по­знания, но лишь четвертый фактор (прамана) способен сделать этот процесс правильным.

Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуи­ция (пратьяхма), 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана), 4) устное свидетельство (шабда).

Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и та­кие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Уст­ное свидетельство пророков (риши), постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.

Вайшешика ("философия различий"), созданная Канадой (III в.дон. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя. вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принци­пиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное по­знание в качестве основной цели систематического мышления. Ос­новная тема этой школы - классификация и характеристика рас­сматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно ха­рактеризует каждую из них.

Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и на­званы (пада), следовательно, все они - падартхи. Надартхи делят­ся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью). 2) качество (гуна), 3) действие (карма); 4) общность (саманью); 5) особенность (ви-шешу) и 6) присущность (самаваю).

Субстанция существует и обладает качествами, которые делят­ся на два вида, принадлежащие множеству объектов, общие, (са-манья) и присущие индивидам (вишеша). Они бывают постоян ные (гуна) и преходящие (карма). Присущность же есть особый вид отношения.

Первые три категории реальны (артха). Знание о них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуаль­ного различения (буддхьяпекшам). Доказательство их реальности должно быть логическим.

Познание объектов не рассматривается в вайшешикс как само­цель. Оно необходимо для истинного освобождения. Страсти и желания навязывают человеку телесное существование и пере­рождение, понимание истинной сущности вещей лишает их влас­ти над человеком.

Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в "Санкхьяправа-кана Сутре".

Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух веч­ных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракрити, материи.