Смекни!
smekni.com

Философия Китая (стр. 4 из 4)

Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам но себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити - ак­тивна Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир.

При соединении пуруша и пракрити формируются гри гуны (со­стояния): 1) святость (саттва); 2) активпость (раджас); 3) инерт­ность (тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаи­модействии в каждом конкретном явлении.

Активизированная пракрити становится Вуддхи (интеллек­том), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима.

Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечи­вает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пу­руша. Процессы, происходящие в душе, в действительности при­надлежат пуруша.

I [уть же освобождения человека из круга перерождений состо-|п Н1 кчюбождении от пракрити.

< инкхъя является теоретическим основанием для йоги1 - прак-| папкой методнкидлядостижения освобождения. Однако в отли-• • |< 11г санкхъи. йога содержит идею высшего личного божества.

111 иноне методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил. медитации и аскетизма,

■ &bsol; щ<ч <> к успокоению нрава, может достичь освобождения от I шального пракрити.

Х>вателем этой школы считается Патанджали (около II в. до н. э.). й текст этого направления - "Йога Сутра".

Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обраще­ны на понимание:

1)самодисциплина;

2)праведное поведение;

3)правильная поза;

4)правильное дыхание;

5)подавление ощущений;

6)самоконцентрация;

7)меди/пация;

8)просветление.

Веданта ("завершение Вед") - учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются "Брахма Сутра" и "Бхагавадгита".

"Бхагавадгита" ("Песнь господа") - часть обширной эпической по­эмы "Махабхарата", в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы. "Бхагавадгита" состоит из 90 ООО строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.

"Брахма Сутра" Шанкары представляет собой попытку после­довательного и логически непротиворечивого истолкования Упа­нишад. 11о его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь зто касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и на-чала 1н пи

В( ее ущес н конечном итоге является Бр<ихманим.Он стоит за
шгми им мнинми. Однако духовный и материальный миры неод-
ноиорндкоиы. Мир материальный, со* гоищнй и.| множества пе-
щей, шшне ишь и ч пошей ( шшн)

()< мобожленнс из круга перерождений достигается высшим ш.шием единства Атмана и Ьрахм.ны ( нс/юда от перерождений

И И'III!' И Н 1111 ПИНИЙ Не ЧЬИ I И 1УЧ.1Н НИ! и I 14 1.1111 V

Ми мши а шкоча, примыкающим к иеданге Нецентральной
п|К)б;1гмой мнмиеи и познание и ниш аниеш ги но |)итуала, не-
обходимом' Iчн I ,............................ *ечае| /ци шчы п.пении Исследование

(кпрны /М1 т. пиши цшии и попеки ши о< помпам кма"Пурва Мим. ш' .1 < &bsol; 1Л* ой мини (около V м до н. :•) "Миманса Сут­ра" описы И.1' I |' I' 'мпныг виды жер! ноприношгиий и их цели.


Таким образом, особенности восточной философской топики связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в пред­метной области, сколько нацеленность на вживание в окружаю­щую среду и обращенность человеческой активности на свой соб­ственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и ре­лигиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.

Темы для обсуждения

1.Общая характеристика и специфика древневосточной фило­софии.

2.Философия Древнего Китая: рационально-практическая И шравленность.

1. Становление и основные философские школы Древней Ин-| и и религиозно-мифологический характер.

Литература

I. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1.4. 1. М, 1969.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах.

| Китайская философия. Энциклопедический словарь. М„ 1994. Ь/кьянов Л. Е. Становление философии на Востоке. Древний I' мши н Индия. М., 1992.

^рсенко В. Г., Терентьев А. Л., Шохин В. К. Ранняя буддийская )ия. Философия джайнизма. М., 1994. гстерия Дао. Мир "Дао дэ цзина" М., 1996. ' Игреяомов Л. С. Конфуцианство и легазм в политической исто-||иц Ктая. М„ 1981.

■ помов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. " 1'<&bsol;<Н<1кршинан ('. Индийская философия. В 2 т. СПб., 1994.

,'паняхц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избран-

......... .1. М., 1997.

?енко М. Л, Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и 1985.

в Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000. ов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания.

рджи С, Датта Д. Индийская философия. М., 1994. В. К. Брахманистская философия. Начальный и ранне-" периоды. М., 1994. Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997.


[2] Трактат "Мо-цзы" ("Учитель Мо") носит имя основателя школы, ш очевидно, что его авторство принадлежит целой группе лиц. В трактате из ложены взгляды не только самого Мо Ли. но и его ранних последователе? Взгляды поздних моистов содержится в другой значимой книге моистског канона - "Мо цэин".

[3] Таким образом, человек готовит судьбу того, кем он возродится в буду­щем перерожденки. Однако поскольку не существует никакой постоянной глмцин души, то новое живое существо не является идентичным пре-»|" му ни телесно, ни духовно. Скорее оно является только звеном той при­чинной цепи действий, которые продолжаются после смерти и приводят к ИОЮЙ жизни.