Смекни!
smekni.com

Учение Аристотеля 3 (стр. 2 из 3)

Аристотель - основатель формальной логики. Диалектика - средство разрешения противоречия, с которым знание сталкивалось на уровне единичного. Аристотель: «Сущность не может быть противоречием, на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика - низший уровень логики, она связана с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действительность не диалектика, а логика. Аристотель отрицает объективную диалектику, так как не признает противоречий в действительности: бытие диалектично, пока возможность не реализовалась на уровне формы - диалектики нет.

Всякое познание начинается с чувственного восприятия, со ступени, общей человеку с животными. Вторая ступень – ступень опыта (эмпейриа), общая человеку, с некоторыми, хотя уже и не совсем животными. Опыт возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в памяти. Аристотель высоко оценивает ступень опыта. Он говорит, что тот, «кто владеет понятием, а опыта не имеет и вообще познает, а заключенного в нем индивидуального не ведает, такой человек часто ошибается».

Следующая ступень восхождения к знанию – ступень «искусства» (технэ). Это не изобразительное и не изящное искусство, а особая ступень познания, имеющая основу в практике, ибо «искусство» возникает на основе опыта. Если опыт – знание индивидуальных вещей, то «искусство» - знание общего и причин.

Наконец, следует ступень наук, высшая из которых философия, чей предмет в аристотелевском понимании нам уже известен. Науки отличаются от «искусств» не по гносеологическому, а по социальному признаку.

Однако истинное познание трудно, ибо сущность, как предмет познания скрыто. Аристотель различает более явное и известное для нас и более явное и известное с точки зрения природы вещей. Первое – это тот мир, который дается нам в чувственном восприятии, а второе – сути бытия и причины (формы отдельных вещей и тем более первоначала и первопричины).

В аристотелевском сочинении «О душе» имеется такое замечательное место: «Существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет. Когда созерцают умом, необходимо, чтобы в то же время созерцали в представлениях». Это означает, что реальное познание невозможно без чувственной ступени познания. Человек познает общее лишь посредством соответствующих представлений.

«Метафизика» открывается словами философа: «Все люди от природы стремятся к знанию». Любовь к знанию – прирожденное свойство людей, свойственное им и животным.

Учение Аристотеля о человеке и государстве.

Человек у Аристотеля понимается как «общественное животное», сферу жизни которого составляет семья, общество, государство. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделяет добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычке. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потребление материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля является стремление найти среднюю линию поведения. «Середина – принадлежности добродетели».

Так же как и у Платона, аристотелевское учение направлено на то, чтобы поставить на службу государству личность. Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводит понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом. Справедливость рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве, но не для всех, а для равных, неравенство также представляется ему справедливостью, но опять – таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство – это нормальное состояние людей.

Учение о государстве Аристотеля изложено им главным образом в его работе «Политика». Аристотель определяет государство, как «форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством», политическое же устройство – как порядок, который лежит в основании распределения государством властей. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве это гражданин. Государство состоит именно из граждан. Граждане – это те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую, и жреческую функции.

Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются, прежде всего, тем, в своих руках власть – у одного лица, у меньшинства или у большинства. Таков количественный критерий. Однако и одно лицо, и большинство, и меньшинство могут править «правильно» и «неправильно». Таков качественный критерий. Кроме того, меньшинство и большинство может богатым и бедным. Но так как обычно бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических устройств: три правильных – царство, аристократия и полития; три неправильных – тирания, олигархия и демократия.

Монархия - древнейшая форма политического устройства. Аристотель утверждает, что человек, превосходящий всех людей, как бы приподнимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить его закону смешно.

Однако в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством.

При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им добродетель – воинская, поэтому «республика состоит из людей носящих оружие».

Таковы правильные формы правления. Аристотель в какой-то мере признает их все. В пользу третьей формы он также находит довод, ставя вопрос о том, обладает ли преимуществом большинство перед меньшинством, и отвечает на него положительно в том смысле, что хотя каждый член меньшинства лучше каждого члена большинства, в целом большинство лучше меньшинства, ибо хотя там каждый обращает внимание лишь на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все.

Что касается неправильных форм политического устройства, то Аристотель резко осуждает тиранию, утверждая, что «тираническая власть не согласна с природою человека». При олигархии правят богатые, атак как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых.

Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть в руках закона, а не толпы (охлократия).

Политическое учение философа – не только описание того, что есть, как он это понимал, но и набросок должного. Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворять свои материальные потребности, а в том, чтобы жить счастливо. Аристотель – последовательный сторонник государства. Оно для него – «совершеннейшая форма жизни», «среда счастливой жизни». Государство, далее, якобы служит «общему благу». Но это относится только к правильным формам.

Итак, критерием правильных форм является их возможность служить общему благу. Аристотель утверждает, что монархия, аристократия и полития служат общему благу, тирания, олигархия и демократия – лишь частным интересам соответственно одного лица, меньшинства, большинства. Например, «тирания есть та же монархия, но имеющая в виду только выгоду одного монарха».

В чем состоят сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое[3]. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности не в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»[4]. Еще один отличительный признак человека – его разумность, «человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность – две основные характеристики, отличающие его от животного.