Смекни!
smekni.com

Античная философия 26 (стр. 1 из 3)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Периодизация и основные черты древнегреческой философии.

2. Философские школы досократического периода.

3. Классический (сократический) период в развитии древнегреческой философии.

4. Философия эллинистического периода.

1. Периодизация и основные черты древнегреческой философии Древнегреческая философия - выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философию древнего Рима отождествляют непосредственно с древнегреческой, либо объединяют с ней под общим названием “античная философия”.

Особенности:

материальной основой расцвета данной философии был экономческий расцвет полисов;

древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
стержневой идеей д/г философии является космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира. Космоцентризм античной философии означает, что ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сврехдушевным и сверхумственным первоединством. Принцип, согласно которому бытие в конечном счете представляет собой единство, несмотря не множественность существующих вещей, является исходным принципом, который приводит к понятию космоса как гармонической взаимосвязи существующих вещей. Поэтому предметом познания античной философии является космос, в том числе и человек как его неотъемлемые части.

На поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

допускалось существование богов;

древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

человек не выделялся из окружающей среды, был частью природы;

были заложены направления в философии - идеалистическое (“линия Платона”) и материалистическое (“линия Демокрита”), причемданные направления поочередно доминировали: в досократический периодд - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

Краткая характеристика этапов древнегреческой философии:

Досократический период (7-5 вв. до н.э.) - объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

К досократическому периоду относятся:

Милетская школа (“физики”) (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

Гераклит Эфесский;

Элейская школа;
атомисты (Демокрит, Левкипп).

Классический период (сократический) - (середина -конец 4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса):.

Отличительные черты:

- философы сократического периода меньше внимания уделяли поику первоначала;

- допускали участие богов и идей в создании природы и космоса;

- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о “чистых идеях”, предшествовавших реальному миру);

- положили начало спору между материализмом и идеализмом;

- проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

- от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательному;

- внесли вклад в развитие логики;

- вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

философско-просветительская деятельность софистов;

философия Сократа и зарождение сократическтх школ;

философия Платона;

философия Аристотеля.

Эллинистический период ( (4-2 вв. до н.э.). - период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с сократиками А. Македонского и их потомками.

Особенности философии этого периода:

- кризис античных моральных и философских ценностей;

- снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

- поиск физической и духовной опоры в само себе;

- стремление к отрешению от действительности;

- преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Особенности философии этого периода:

- кризис античных моральных и философских ценностей;

- снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

- поиск физической и духовной опоры в само себе;

- стремление к отрешению от действительности;

- преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом счасья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Римский период (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).

наиболее известные философы этого периода - Марк Аврелий, Сенека, Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане.

Особенности:

- взаимовлияние д/г и древнеримской философии, слияние их в античную;

- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам был императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к человеку, государству, обществу;

- расцвет эстетики;

- расцвет стоической философии;

- преобладание идеализма над материализмом;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

- постепенно слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

2. Философские школы досократического периода.

Особенности досократического периода:

- ярко выраженный космоцентризм;
повышенное внимание к проблемам объяснения явлений окружающей природы;
поиск первоначала, породившего все сущее;
гилозоизм (одушевление неживой природы);

Милетская школа (4 в. до н.э.) получила название от города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Особенности:

- философы милетской школы выступали с материалистических позиций;
- пытались объяснить законы природы (за что получили второе название “физики”);

- искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир;

Фалес первоначалом всешго сущего считал воду, Анаксимандр - “апейрон” - вечную, неизмеримю, бескоонечную субстанцию, Анаксимен - воздух.

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина 6-начало 5 в. до н.э.), д/г философа и математика.

Основные взгляды:

первопричина всего сущего - число (всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа);

считали единицу мельчайшей частицей всего;

пытались выделить “протокатегории”, которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое и т.д.);

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием).

Гераклит Эфесский (2 половина 6 - 1 пол 5 вв. до н.э. - крупный д/г философ-материалист.

Основные взгляды:

первоначалом всего сущего считал огонь;
вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики;

считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (“в одну и ту же реку нельзя войти дважды”);

был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
признавал относительность окружающего мира ( в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим;
всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;
выступал за материальность человеческой и мировой души;
Движущей силой всех процессов считал борьбу “война (борьба) есть отец всему и мать всему”.

Элейская школа (философская школа, существовавшая в 6-5 вв. до. Н.э. в д/г полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известные представители - Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский .

Основные взгляды:

изучали проблемы познания;

жестко разделяли чувственное познание (мнение, “докса”,) и высшее духовное идеалистическое;
были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) “строительным материалом”, “первокирпичиком” всего сущего считали микроскопические частицы - атомы.

Демокрит:

весь материальтный мир состоит из атомов;

атом - мельчайшая частица, “первокирпичик” всего сущего;

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

атомы имеют различную величину, форму;
между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
атомы находятся в вечном движении;
существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
атомы невозможно увидеть путем чувственного познания.
3. Классический период в развитии древнегреческой философии