Смекни!
smekni.com

Модель целевых групп в системе профилактики ВИЧ/СПИДа (стр. 4 из 4)

Несмотря на то, что ВИЧ-инфекция затрагивает преимущественно молодое население, с самого начала эпидемия ВИЧ/СПИДа оказывала существенное влияние на жизнь пожилого населения, которое до сих пор практически полностью исключено из профилактических программ. Пожилые люди оказались вовлечены в решение социальных проблем, связанных с эпидемией; именно на них легла основная тяжесть по уходу за ВИЧ-инфицированными детьми, а затем и по воспитанию детей, чьи родители умерли от ВИЧ/СПИДа, при отсутствии достаточных материальных, социальных или личностных ресурсов для выполнения этой роли.

По мере развития эпидемии ВИЧ/СПИДа наблюдается также увеличение числа случаев ВИЧ-инфекции у тех, кому за 50. Например, в США по данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики в 2000 г. среди зарегистрированных людей с ВИЧ доля людей старше 50 лет составляла 10 % [USA Today, 2000], а в 2005 г. люди в возрасте от 50 до 64 лет составили уже 14 % только новых случаев ВИЧ, а люди старше 65 лет составили 2 % среди людей, живущих с ВИЧ. Развитие эпидемии среди возрастной группы старше 50 лет происходит значительными темпами как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Этот процесс напрямую связан, во-первых, с общей тенденцией увеличения количества случаев заражения ВИЧ гетеросексуальным путем, во-вторых, с политикой, направленной на продление активной старости, которая предполагает в том числе существование относительно активной сексуальной жизни у пожилых людей, что вполне достижимо при современном уровне благосостояния и медицинского обслуживания (к сожалению, в отношении уровня и качества жизни пожилых людей Россия значительно отстает от Западной Европы, США, Японии и ряда других стран). Однако, продолжая практиковать сексуальные отношения, пожилые люди, как правило, менее осведомлены о рисках заражения инфекциями, передаваемыми половым путем. Кроме того, отсутствие необходимости в силу возраста использования средств, предотвращающих беременность, обычно приводит к полному отказу от использования презервативов.

Программы социальной профилактики ВИЧ/СПИДа игнорируют пожилое население, не рассматривая его как специфическую целевую группу. Заметим, что у пожилых лиц затруднена диагностика и лечение ВИЧ/СПИДа. Люди после 50 лет чрезвычайно редко обследуются на ВИЧ-инфекцию, а симптомы этого заболевания схожи с симптомами других заболеваний, характерных для данной возрастной группы (например, снижение веса, хроническая усталость и др.). Позднее выявление ВИЧ резко ограничивает возможности антиретровирусной терапии и способствует усугублению психологических последствий заражения ВИЧ-инфекцией, приводя к тяжелым формам депрессии и психическим расстройствам.

Ситуация, сложившаяся в нашей стране по профилактике ВИЧ-инфекции среди пожилых, требует активного вмешательства. Прежде всего необходимо принять меры для оценки истинных масштабов распространения ВИЧ-инфекции среди пожилых людей; сотрудники медицинских учреждений должны внимательно относиться к жалобам пациентов, направлять их на прохождение теста на ВИЧ-инфекцию. Безусловно, пожилое население должно быть охвачено информационными профилактическими программами. Сегодня знания пожилых людей о ВИЧ/СПИДе, рисках заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, о сексуальных отношениях крайне ограниченны и намного уступают знаниям молодого поколения. Вопросы сексуальной жизни и сексуального воспитания не являются предметом открытого обсуждения, а в сообществе пожилых людей эти темы особенно табуированы. При разработке информационных материалов по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и способов распространения информации нужно учитывать специфику данной демографической группы и культурные особенности страны.

И, конечно, социальные службы должны уделять особое внимание пожилым людям, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными родственниками и близкими. По отношению к таким семьям требуется комплексный подход, включающий медицинскую, социальную и экономическую помощь, с тем чтобы пожилые люди могли обеспечивать качественный уход без угрозы для собственного здоровья, социального и психического благополучия.

В настоящее время, время генерализации эпидемии, модель целевых групп не должна ограничиваться традиционными группами риска. ВИЧ/СПИД является риском современного общества, угрожающим в силу различных социальных и поведенческих факторов большинству населения. В первую очередь профилактика должна осуществляться среди тех социальных и социально-демографических групп, где распространенной практикой является ВИЧ-рискованное поведение, т. е. незащищенный секс и потребление инъекционных наркотиков. И в этой связи, кроме традиционных групп риска, особого внимания заслуживают программы, ориентированные на молодежь и женщин.

Особенности современного постмодернистского общества заключаются в многообразии, дифференцированности и отчасти фрагментарности социальной структуры современного общества, в основе которой переплетаются экономические, гендерные, возрастные и культурные факторы. На практике это означает, что каждая целевая группа (потребители инъекционных наркотиков, молодежь, женщины и т. д.) неоднородна, внутренне дифференцирована по таким параметрам, как образовательный статус, уровень дохода, среда проживания, жизненный стиль и т. п. Эти обстоятельства также должны учитываться профилактическими программами, что требует предварительного научного исследования структур целевых групп и их социальных характеристик. Соответственно превентивные программы, помимо общих методов профилактики, должны использовать методы и технологии, ориентированные на структурные подразделения групп рискованного поведения.

Следует также подчеркнуть, что модель целевых групп, как и социальная профилактика ВИЧ/СПИДа в целом, может быть эффективна только при скоординированном взаимодействии государственных структур и негосударственного сектора и при активном межведомственном взаимодействии.

Примечания

1 Данная группа включает в себя гомосексуалистов и бисексуалов. Часто профилактические программы ориентируются на гомосексуалов, но на практике в них вовлекаются и мужчины, которые имеют сексуальные отношения с женщинами, часто случайные. Поэтому более корректно говорить о МСМ как целевой группе профилактических программ.

2 Проект был реализован российско-американской группой исследователей, членом которой являлась и автор статьи, при поддержке Всемирного СПИД-фонда.

3 Понятие социального исключения неоднозначно, и в социологии сложились различные подходы к определению социально исключенных групп на основе экономических критериев, в связи с разрывом социальных связей, кризисом идентичности и др. [см.: Погам, 1999]. В данном случае важен аспект доступа к социальным и медицинским услугам.

4 Проведено исследовательской группой факультета социологии СПбГУ под руководством автора статьи по заказу администрации г. Санкт-Петербурга.

5 Данное исследование было проведено в рамках международного проекта «NIMH Collaborative HIV/STD Prevention Trail» по профилактикe ВИЧ- заболеваний, передаваемых половым путем.

6 См. официальный сайт Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом: [http://www.hivrussia.org/stat/2007.shtml].

7 Данная программа была утверждена Постановлением правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280.

Список литературы

Бородкина О. И. Социальные аспекты эпидемии и профилактики ВИЧ/СПИДа. СПб., 2007.

Бородкина О. И. и др.. Профилактика ВИЧ/СПИДа среди потребителей инъекционных наркотиков: проблемы, перспективы: По результатам социологического исследования. СПб., 2007.

Бородкина О. И. Снижение вреда как стратегия профилактики ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей // Актуальные проблемы социальной работы / Под. ред. О. И. Бородкиной, И. А. Григорьевой. СПб., 2005.

Денисов Б. П., Сакевич В. И. Динамика эпидемии ВИЧ/СПИД // Социол. исслед. 2004. № 1.

Онищенко Г. Интервью корреспонденту «Интерфакса» Н. Ковалевой [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://aids.ru/11206shtml.

Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журн. социологии и социальной антропологии. Спец. вып.: Современная французская социология. СПб., 1999.

Соколов Н. В. и др. Здоровье и поведенческие риски студенчества: по результатам социологического исследования в общежитиях вузов Санкт-Петербурга. СПб, 2007.

Cоциологическое исследование проблем бездомности на территории Санкт-Петербурга: Аналит. Отчет / ВНТИЦ. 2006. № 01200408312,

А mirkhanian Y. A. et al. Predictors of HIV risk behavior among Russian men who have sex with men : an emerging epidemic // AIDS. 2001. Vol. 15.

Issaev D. D. Survay of the sexual behavior of gay men in Russia // ILGA Bull. 1993. Vol. 3, nr. 12.

Kelly J. A. et al. HIV Risk Behavior and Risk-Related Characteristics of Young Russian Men Who Exchange Sex for Money or Valuablers from Other Men// AIDS Education and Prevention. 2001. Vol. 13, nr. 2.

Bandura A. Self-efficacy: the exercise of control.- N. Y., 1997.

Bandura A. Social Cognitive Theory and Exercise of Control over HIV Infection // Preventing AIDS: Theories, methods and behavioral interventions / Ed. by Di Clemente R., Peterson J. N. Y., 1994.

Preventing AIDS: Theories, methods and behavioral interventions /Ed.by Di Clemente R., Peterson J. N. Y., 1994.

UNAIDS. AIDS epidemic update. 2007. Dec. Geneva, 2007.

Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2007—2011)». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2007/214/

USA Today. 2000. Oct. 16.