Смекни!
smekni.com

Налогообложение учреждений УИС (стр. 7 из 12)

Современная система финансирования УИС сочетает финансирование из бюджетов всех уровней, иные формы государственной поддержки, внебюджетные доходы и иные поступления. Она обеспечила выживание пенитенциарной системы в 90-е годы — в период резкого и непредсказуемого сокращения бюджетных расходов. Вместе с тем унаследованная от прошлого система финансирования сейчас уже не кажется оптимальной с точки зрения задач, решаемых пенитенциарной системой:

финансовые схемы, используемые в УИС, являются крайне непрозрачными, что создает условия для разнообразных нарушений и не позволяет использовать бюджетные средства наиболее эффективным образом;

предпринимательская деятельность учреждений УИС часто противоречит целям и задачам, поставленным перед пенитенциарной системой. Фактическое сращивание пенитенциарных учреждений и предприятий производственного сектора также препятствует полномасштабному переходу УИС на обслуживание в органы федерального казначейства, что порождает целый шлейф негативных последствий, включая неуплату налогов и наращивание кредиторской задолженности;

предоставляемые в качестве меры господдержки производственному сектору УИС налоговые льготы служат не интересам пенитенциарной системы, а используются для минимизации налоговых платежей конкретных бизнес-структур;

несоблюдение по отношению к предприятиям УИС порядка закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых для государственных нужд, установленного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», приводит к значительному перерасходу бюджетных средств.

В последние годы непроцентные расходы бюджетов всех уровней существенно увеличились, а исполнение бюджетных назначений становится нормой. Это создает предпосылки к тому, чтобы нужды пенитенциарной системы практически полностью удовлетворялись за счет бюджетного финансирования, а также благотворительной и гуманитарной помощи. Такие перемены по-новому поставят вопрос о подлинном месте предпринимательской деятельности подразделений УИС, играющей гипертрофированно большую роль в жизни пенитенциарной системы[32].

Порядок планирования текущих и капитальных расходов, правила и институциональные возможности распределения ресурсов, выделяемых на финансирование УИС, в принципе не отличаются от порядка, применяемого в иных секторах бюджетной сферы.

Как уже отмечалось, специалистам ГУИН в течение многих лет не удавалось добиться полного удовлетворения бюджетных заявок. Примером может служить ситуация 2000 года, когда заявка на финансирование УИС в сумме 24 миллиардов рублей была сокращена до 18 миллиардов рублей. Поводом при отклонении заявок может быть множественность источников финансирования, когда недостаточное финансирование из федерального бюджета восполняется за счет регионов, муниципалитетов, собственных средств УИС и внебюджетных источников.

Таким образом, в отличие, например, от ситуации с финансированием судебной системы, современный уровень финансирования УИС не может быть принят за минимально допустимый, поскольку пенитенциарная система в настоящий момент не выполняет своих функций хоть сколько-нибудь приемлемым образом. За минимально допустимый следует принять уровень финансирования УИС в соответствии с действующими российскими нормативами проживания, питания, медицинского обслуживания и прочее.

Для того чтобы идти к преодолению негативных внешних эффектов недофинансирования, уже сейчас необходимо: сделать прозрачными и оценить с позиций эффективности все действующие формы финансирования УИС; предусмотреть переход к финансированию УИС через структуры Тюремного департамента Минюста (аналог Судебного департамента Верховного Суда, через который финансируются российские суды) с использованием принципов централизованной бухгалтерии; создать механизмы жесткой обратной связи между УИС, судебной и следственной системами.

Следует также утвердить ведомственные нормативы расходов на УИС законодательно (по аналогии с Единой тарифной сеткой) и придать расходам на содержание заключенных статус защищенных статей (аналогично расходам на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы). В этом случае их нарушение станет незаконным, что немедленно даст сигналы законодателям, судам и правоприменителям о необходимости смягчения законодательства и судебной практики в том, что касается тюремного заключения.

Пенитенциарная система России — во всяком случае формально — является сверхцентрализованной: единые уголовное законодательство и система управления УИС, единственный (если следовать букве законодательства) бюджетный источник финансирования — федеральный бюджет. Все это служит основанием для развития системы учреждений УИС на узковедомственных принципах, вне зависимости от региональной специфики.

Однако в реальности УИС в значительной степени финансируется и получает не денежную поддержку из региональных источников. Помимо того, наличие в регионах учреждений УИС и значительные межрегиональные перемещения заключенных оказывают сильное влияние на региональную экономику, рынок труда, инфраструктуру. До настоящего времени предложения о расширении возможностей субъектов РФ и муниципалитетов влиять на деятельность УИС, а тем более о формировании регионального уровня пенитенциарной системы Минюстом РФ отвергаются. Тем не менее, приведение роли регионов в управлении УИС в соответствие с масштабами оказываемой ими финансовой поддержки представляется необходимой мерой, хотя и потребует серьезных изменений в законодательстве, а возможно, и в судебной практике.

Основные институциональные изменениями, необходимые для осуществления бюджетной реформы в области уголовно-исполнительной системы, перечислены ниже:

— приведение роли регионов в управлении учреждениями единой российской УИС в соответствие с их долей в финансировании УИС, что сделает более очевидной для общества взаимосвязь между жесткой уголовной и пенитенциарной политикой и уровнем бюджетных расходов на реализацию этой политики, приведет к минимизации межрегиональных потоков заключенных;

— выделение собственно пенитенциарных функций в качестве основных для бюджетных учреждений системы, лишение БУ УИС права хозяйственной деятельности, с передачей финансово-экономических функций и внебюджетных фондов Тюремному департаменту Минюста РФ;

— реорганизация производственного сектора УИС, переоформление предприятий учреждений УИС в ГУПы или их приватизация;

— реорганизация социальной сферы УИС с ее передачей местным/региональным властям;

— пересмотр и отмена остающихся налоговых льгот для производственного сектора УИС;

— переход от поддержки предприятий к поддержке создания новых рабочих мест и увеличения занятости заключенных.

На основе перечисленных предпосылок должна быть реализована бюджетная реформа в УИС, базирующаяся на внедрении бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и нацеленная на рост эффективности и результативности бюджетных расходов.

§ 2. Применение налогообложения в учреждениях уголовно-исполнительной системы

При налогообложении учреждений уголовно-исполнительной системы применяются правила относящиеся к любому субъекту предпринимательской деятельности. Вместе с тем в Налоговом кодексе, предусмотрены послабления и льготы при осуществлении налогового бремени, исходя из специфических задач этих учреждений.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями.

В отношении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, следует иметь в виду следующее.

Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 г № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»[33] Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы[34].

Земельные участки, закрепленные за органами и учреждениями ФСИН России, не являются объектом налогообложения земельным налогом.

Отдельные категории юридических и физических лиц освобождаются от уплаты земельного налога согласно ст. 395 НК РФ и нормативным правовым актам органов муниципальных образований.

Льготу в виде полного освобождения имеют следующие лица: