Смекни!
smekni.com

Специфика финансов коммерческого банка (стр. 7 из 13)

На 1.01.98 свыше $300 млн. активов в России имели только 48 банков, свыше $1 млрд. -16 банков, а свыше $5 - лишь Сбербанк Росси.

- банковские активы распределены неравномерно. Так около 1/2 из сумм активов 20 крупнейших банков России находятся в Сбербанке, а из первых 48 по размеру активов банков 38 находятся в Москве.

С учетом распыленности средств в отделениях Сбербанка эти факты вполне объясняют нехватку кредитных ресурсов в регионах.

По данным опроса проводимого фондом “Общественное мнение” 66% россиян не имеют счета ни в одном банке. В США данный показатель составляет 13%. Отсутствие государственного страхования вкладов, страх потерять деньги вследствие нестабильности банковской системы побуждает население по-прежнему вкладывать рубли в валюту.

Те же средства, которые остаются на банковских вкладах, на 80% сосредоточены в Сбербанке и распылены по многочисленным его отделениям.

Да и сами региональные банки плохо работают по привлечению вкладов населения. Некоторые из них, наученные опытом краха НАКбанка и ХАКОбанка, вообще отказываются привлекать такой “дорогой” и рисковый вид ресурсов.

Нехватка так называемых “стержневых депозитов” делает ресурсную базу банков нестабильной. В США, например, “стержневые депозиты”, большая часть которых - вклады граждан, составляли 54% активов. Мотивы такой “осторожности” банков очевидны: достаточно большие затраты на каждый рубль привлеченных средств при работе с мелкими вкладами. Однако, если банки думают о перспективе, то необходимость привлечения “стержневых депозитов” для повышения размера и стабильности ресурсной базы такие направления деятельности будут неизбежными.

Впрочем, не только банки тому виной. Норматив Н11, в соответствии с которым размер привлекаемых средств банка не должен превышать собственный капитал банка, также снижает возможность последних по привлечению средств населения. Поскольку у типичного банка в развитой стране соотношение капитал/активы обычно меньше 10%, мы можем сделать вывод, что данный норматив является излишне жестким.

Перевод государственных средств из коммерческих банков и передача их на счета Казначейства в Центральный Банк, Сбербанк и узкую группу строго уполномоченных банков для некоторых региональных банков явился катастрофическим. Коммерческие банки потеряли основу своих кредитных ресурсов (доля государственных средств достигала даже 80%) и лишились возможности нормального функционирования.

Можно понять Правительство, стремящееся оградить государственные средства от хищений. Однако, во-первых, отделения Сбербанка пока еще достаточно неповоротливы и не проявляют большой склонности к кредитованию юридических лиц; Региональные РКЦ не обладают достаточно развитой инфраструктурой; во-вторых, уполномоченные банки находятся преимущественно в Москве, что снижает кредитные ресурсы регионов; в-третьих, коммерческие банки работают более оперативно, чем Сбербанк и Центробанк. Поэтому, может не стоит сужать круг банков держателей бюджетных счетов, но обязать их в качестве залога держать высококлассные долговые инструменты, как подсказывает опыт США.

Банки платят повышенную ставку налога на прибыль 43%, что удорожает кредиты. Заметим, что в США банки платят обычную ставку корпоративного налога.

Кредитный риск по-прежнему высок. Вспомним пример Западно-Сибирского металлургического комбината, разорившего несколько банков и продолжающего работать, завод “Амурсталь” разоривший НАКБанк, примеров тому множество.

Принятый и вступивший в силу с 1 марта Закон “О банкротстве”, с одной стороны призван будет облегчить возврат кредитов и снизить кредитный риск, а с другой предъявляет столь же жесткие требования к деятельности самих коммерческих банков.

Региональные банки могут и должны увеличивать как размер своих кредитных ресурсов, так и долю вложенных кредитных ресурсов. Ситуация в которой некого кредитовать вызвана именно низкой активностью в производственном секторе, а она, в свою очередь, вызвана дефицитом денег у производителей. В США ссуды составляют примерно 2/3 активов коммерческих банков, учитывая присутствие кредитующих небанковских финансовых институтов. В России же статистика показывает, что кредиты в среднем составляют 41% активов, варьируясь от 5.5% (банк “Альба-Альянс”) до 90% (Русский банк имущественной опеки). Значит резервы роста есть и они объективны.

Меры, которые, на наш взгляд, необходимо принимать являются следствием проблем описанных выше:

1. Меры макроэкономического характера:

- небольшое снижение ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг, с принятием правила изменения ставки не чаще чем один раз в определенный период (например - квартал) на законодательном уровне;

- более мягкая денежно-кредитная политика (осторожное увеличение денежной массы при подконтрольной инфляции);

- снижение налога на прибыль банков до общего уровня обложения прибыли юридических лиц;

- Принятие Земельного кодекса и Закона “Об ипотеке”, которые сделали бы оборот земли реальностью;

- изменение величины норматива Н11, что позволит банкам, по крайней мере устойчивым, принимать вклады граждан в сумме, превышающей величину собственного капитала;

- изменение величины норматива Н8 для специализированных банков, что поможет им нормально работать, имея прочную ресурсную базу в одной отрасли, не превышая указанного норматива в несколько раз. Примером тому может служить ДВСКБанк устойчиво и прибыльно работающий со средствами пенсионного фонда;

- снижение количества обязательных экономических нормативов до уровня при котором банки смогли бы эффективно оперировать ими. За последние семь лет инструкция №1 изменялась восемь раз. И можно с уверенностью утверждать, что процесс будет продолжаться как из-за введения нового плана счетов, так и из-за меняющейся экономической ситуации;

- далее, следует минимизировать налогообложение сумм резервов, формируемых под невозврат ссуд, а именно: исключить, по крайней мере частично, из облагаемой прибыли и те резервы, которые создаются под ссуды первых двух групп риска;

- отмена необъяснимого условия, в соответствии с которым из облагаемой прибыли заемщиков вычитаются лишь процентные платежи, равные учетной ставке Центрального банка плюс три процента. Разве заемщики должны платить налоги с выплачиваемых процентов?

2. Меры микроэкономического характера:

- региональные банки, имея небольшой ресурсный потенциал, должны проводить политику увеличения своей ресурсной базы;

- банкам необходимо усилить работу по привлечению мелких вкладчиков;

- нужно начать осуществление трастовых операций с денежными средствами, что регламентируется инструкцией ЦБ №63 от 2.07.97. и уже используется в западных и центральных регионах;

- особое внимание стоит обратить на лизинг. Сегодня многие предприятия не имеют средств для закупки оборудования по полной стоимости, особенно импортного, но у них вполне хватит средств для выплаты лизинговых платежей. Лизинг особенно необходим российским предприятиям, поскольку за последние 7 лет наблюдалось постоянное снижение уровня капиталовложений в основной капитал. Тем более что ряд мер в качестве поощрения лизинга уже принят: разрешение относить лизинговые платежи на себестоимость; льготы банкам, кредитующим лизинговые операции;

- банкам, для эффективного использования кредитных ресурсов, нужно продолжать вводить в использование новые технологии, в частности пластиковые карточки и торговлю через диллинговые системы. Проведение торгов в сети Интернет явилось серьезным технологическим прорывом и дало возможность создания частного диллинга. Портативный компьютер со встроенным модемом, обученный трейдер и доступ к свежим котировкам дают банку возможность размещать на краткосрочной основе часть кредитных ресурсов, которая оказалась не использованной на конец дня. Интенсивность трейдига со временем повышается, т.к. более оперативный доступ к рынку позволяет реализовать тактику “скалпирования” - получения дополнительной прибыли за счет увеличения частоты сделок купли-продажи.


Глава 3. Анализ деятельности коммерческого банка на примере ОАО АКБ «Росбанк»

3.1. Общая характеристика и структура ОАО АКБ «Росбанк»

Первые общества взаимного кредита (ОВК) появились в России во второй половине XIX века. Звездный час ОВК настал в начале XX века, когда в России наблюдался значительный экономический спад. В первую очередь пострадал малый и средний бизнес из-за отсутствия свободных оборотных средств. Многие небольшие предприятия и торговые организации стояли на грани разорения. Единственным выходом по сохранению данного бизнеса стало создание ОВК. В результате на рынке появился дешевый кредит. Что и стало фундаментом выживаемости этого сегмента национальной экономики в дореволюционной России. Банк «Сибирское ОВК» сегодня продолжает лучшие традиции обществ взаимного кредита.

Коммерческий банк «Сибирское ОВК» является одним из крупнейших и системообразующих банков республики, уполномоченным банком Правительства Республики Бурятия и имеющим разветвленную сеть допофисов не только на территории республики, но и по всей Сибири, оправдывая название «Сибирский». Так, на 01.07.2000 банк вошел в число 150 крупнейших банков России по размеру собственного капитала.

Банк имеет более чем 10-летнюю историю - в декабре 1990 г. из Бурятского Управления Промстройбанка СССР было образовано Открытое Акционерное Общество «Бикомбанк» (Бурятский инновационно коммерческий банк), которое действовало согласно лицензии № 1295, выданной 29 декабря 1993 года. С декабря 1997 г. Бикомбанк вошёл в банковскую группу «СБС-АГРО» - одну из крупнейших финансовых структур России и стал носить название АКБ «СБС-АГРО-Бурятия». С января 2000 года, после падения «СБС-АГРО», банк согласно лицензии № 1295 от 28 декабря 1999г. носил название КБ «Сибирское Общество Взаимного Кредита». 21 марта 2005 года произошла реорганизация банка: путем объединение КБ «Сибирское О.В.К.» (ОАО) и «Росбанк» и образовался единый крупный банк по обслуживанию физических и юридических лиц ОАО АКБ «Росбанк».