Смекни!
smekni.com

История возникновения денег (стр. 2 из 8)

Итак, хочу подчеркнуть, что Русь вполне могла обходиться иностранной монетой: здесь ее прекрасно знали, умели определять соотношения между деньгами различных государств и давали денариям, дирхемам, а также прочим денежным единицам свои названия: «куна», «резана», «ногата»…

2.2 Монеты Киевской Руси

В данном разделе речь пойдет о монетах Киевской Руси, а именно: в VIII—Х вв. на Руси появляются дирхемы, крупные серебряные монеты с арабскими надписями. Дирхемы чеканились в Арабском халифате, а оттуда арабские купцы привозили их на территорию Киевской Руси. Здесь дирхемы получили русские названия. Дирхем стал называться куной или ногатой, половинка куны — резаной. 25 кун составляли гривну кун.

А в конце Х в. в Арабском халифате сокращается чеканка серебряных дирхемов и приток их в Киевскую Русь ослабевает, а в XI в. прекращается совсем. На Русь начинают ввозить западноевропейские монеты, которые назывались так же, как когда-то римские, — денариями. На эти тоненькие серебряные монеты с примитивными изображениями правителей были перенесены русские названия монет — куны или резаны.

И, наконец, в конце Х в., при князе Владимире Святославиче, появились и первые собственно русские монеты – «златники» и «сребреники». Лишь ничтожная их часть сохранилась до нашего времени – науке известно менее трех с половиной сотен экземпляров. Князь Владимир имел все основания считать себя могущественным государем: он был удачлив в войнах, крестил свою огромную державу и породнился с византийским императорским домом. Ему-то и пришла в голову мысль подкрепить собственную власть и новую для Руси христианскую веру выпуском монет. Поэтому златники и сребреники Владимира и других русских князей выпускались в целях скорее политических, чем торговых. На монетных кружках чеканили – точь-в-точь как это было принято у византийцев – изображения великого князя и Господа с Евангелием в руках; затем появился родовой знак правящего княжеского дома потомков Рюрика – трезубец. Историки полагают, что выпуск сребреников и златников должен был подчеркнуть государственную независимость Руси, а также равноправие великих князей киевских и других государей Европы.причудливые условия денежного обращения на территории Руси нашли отражение в том, что русские мастера следовали арабским образцам в выборе формы и веса монет, но во внешнем их оформлении придерживались византийских канонов. Поначалу грубо изготавливаемые русские монеты при князе Ярославе Мудром превратились в настоящие произведения искусства. В те времена ни в Германии, ни во Франции, ни в Англии не было мастеров монетного дела, которые достигли бы столь высокого качества чеканки.

Но, поскольку чисто экономической, торговой надобности в собственных монетах на Руси не было, выпуск их продолжался очень недолго. Этот период охватывал конец Х – начало XI вв. и длился не более 30 лет – при князьях Владимире Красное Солнышко, Святополке Окаянном, а также в годы правления Ярослава Мудрого в Новгороде. С тех пор на протяжении трех столетий монетная чеканка на Руси не возобновлялась, далее был безмонетный период, о котором я расскажу в следующей главе.

2.3 Безмонетный период

Итак, в XIII в. на Русь обрушились татаро-монголы. Больно говорить об этом, но города были разрушены, торговля заглохла. В эти тяжелые годы на Руси не чеканили монет, не привозили их и из других стран. Период с XII по XIV в. так и вошел в историю под названием «безмонетного». Изменилось направление торговых путей, политическая карта Европы в эти столетия буквально перекраивалась. В результате на Русь стало меньше приходить серебра и золота в виде чужеземных монет. Своих же месторождений драгоценных металлов открыто не было. Монгольское завоевание ослабило связи русских княжеств с Византией, и отчеканенная в «Империи теплых морей» монета также стала нечастым гостем на бескрайних просторах от Киева до Новгорода. Ордынское иго высасывало ставшие редкими серебряные кружочки из старых княжеских запасов. Монета пропала на Руси, сгинула, исчезла на три века. Нам известен лишь один вид «монет» этого времени: тяжелые серебряные слитки. Их называли гривны серебра. Были гривны киевские, шестиугольные слитки весом около 160 г, новгородские, в форме длинного бруска весом около 200 г. Ученые до сих пор не выяснили, какие предметы служили деньгами при мелочной торговле в безмонетный период. Предполагается, что роль мелких разменных денег выполняли в те времена известные по всей Руси изделия: хрустальные и сердоликовые бусы, разноцветные стеклянные браслеты, шиферные пряслица (грузики для веретен). Известно также, что в XIV в. на западной окраине русских земель обращались красивые четкие серебряные монеты с изображением льва — «пражские гроши», чеканившиеся в Чехии, да на восточной окраине встречались дирхемы Золотой Орды — небольшие серебряные монеты без изображений с арабскими надписями.

Очень важен следующий исторический момент: именно в безмонетный период появляется основная русская денежная единица — рубль. Рублем стали называть новгородский серебряный слиток, а его половину — полтиной.

2.4 Монеты русских земель и княжеств конца XIV в. – XV в.

В данной главе я хотела бы осветить, какие же были монеты русских земель к XIV – XVвв.

Золотая Орда была не только государством-воином, но и государством-купцом. Со времен в ордынских городах росло число ремесленников из покоренных народов; все больше становилось чиновников, ведавших сбором налогов, таможенных и прочих пошлин. Все они обслуживали ордынскую знать и ее окружение. Жившие во дворцах в окружении бесчисленных родственников, имевшие многолюдную придворную свиту и мощную охрану, правители Орды постоянно нуждались в услугах купцов, обеспечивавших всем необходимым их двор, а также население городов. Торговые пути строго охранялись, торговцам не чинили обид и ущерба; торговля процветала. Монеты Золотой Орды (Улуса Джучи) имели свободное хождение на Руси и использовались русскими торговыми людьми.

Но уже ко второй половине XIV в. Северо-Восточная Русь в основном оправилась от опустошительных татарских набегов прежних лет: вновь начали богатеть города, устанавливались торговые связи, несколько ослабла давящая тяжесть ордынского ига. Русские земли и княжества, представлявшие собой настоящие независимые государства, окрепли, и наиболее сильные князья почувствовали себя истинными государями в своих владениях. Таким образом, появилась серьезная экономическая и политическая потребность в выпуске собственных монет. И вот, что интересно, в течение полустолетия (конец XIV – начало XV вв.) монетная чеканка появилась в Нижнем Новгороде, Рязани, Москве, Ростове, Ярославле, Твери, Новгороде Великом, Пскове и других городах.

Думается, что возрожденные после трех столетий бус и гривен, эти монеты представляли собой бесформенные серебряные пластинки, на которых едва-едва можно разобрать изображение и легенду. Некоторые из них были всего-навсего подражания джучидским монетам, причем вязь арабских надписей ордынского оригинала до такой степени искажалась русскими мастерами, что становилась абсолютно нечитаемой.

Итак, древнейшие монеты, отчеканенные в Москве, относятся ко времени правления великого князя Дмитрия Донского. В XIV в. одним из первых начало чеканку Московское княжество при знаменитом князе Дмитрии Донском (1359—1389). Спустя два года после битвы на поле Куликовском ордынский правитель Тохтамыш взял Москву и принудил князя Дмитрия Ивановича возобновить плату дани. Зависимость от Орды на протяжении еще нескольких десятилетий накладывала свой отпечаток на монеты Дмитрия Донского и его преемника Василия I. На монетах этого периода мы видим изображение воина с боевым топором в руках, рядом помещено имя князя — Дмитрий. Надпись сделана русскими буквами. Но другая сторона монеты подражает золотоордынским дирхемам – «султан Тохтамыш» написано по-арабски. Впоследствии зависимость от ордынских ханов сошла на нет, и арабские надписи больше не появлялись на монетах Руси. Подражания татарским надписям исчезают с русских монет только в XV в.

Далее в начале XV в. на Руси насчитывалось около 20 центров чеканки. Монеты различных княжеств отличались друг от друга и весом, и внешним видом. Древнейшими изображениями на московских деньгах, сыгравшими роль своеобразных гербов, стали «ездец» (т.е. всадник с мечом, копьем или соколом в руках, олицетворявший князя), а также более явные княжеские «портреты»: воин (по колено или по пояс) с секирой и саблей, иногда – одна лишь человеческая голова в профиль или анфас. Уже в ту пору московские князья считали своим достоянием, которое можно передавать по наследству, не только собственное княжество, но и великое княжение Владимирское. Титул великих князей владимирских по древней традиции делал их первыми, старшими среди всех русских князей. Поэтому на московских монетах бытовала и чисто владимирская эмблема – хищное животное, напоминающее то ли льва, то ли барса.