Смекни!
smekni.com

Особенности финансирования организаций сферы культуры (стр. 13 из 14)

Во-вторых, подробно показаны сходства и различия между тремя видами вложений денежных средств в отрасль культуры и искусства, показать принципы их организации.

В-третьих, достаточно большая часть работы отведена для рассмотрения специфики финансирования определенных отраслей культуры. Здесь пранализированы особенности финансирования таких отраслей культуры, как театр, кино и арт-рынок. Выяснилось, что найти конкретные цифры, говорящие о вложениях в ту или иную область практически невозможно. Наиболее полную информацию можно получить о кинематографе или отдельных спектаклях. Арт-рынок же остается темной лошадкой, так как на нем преобладают меценаты, информация о которых не появляется в средствах массовой информации.

В-четвертых, изучены российский и зарубежный рынки и показаны различия в организации финансирования культуры.

В условиях усиливающейся стандартизации культурной деятельности, вызванной общими процессами глобализации, актуальным становится обеспечение непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для новаторства, внедрения новых технологий, распространения и потребления продуктов культуры, всестороннего участия-граждан в культурной жизни, государственной поддержки профессионального творчества. Нужны структурные изменения основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационных технологий и насыщения современным оборудованием субъектов культурной деятельности. Сохранение культурного наследия народов России является важной задачей культурной политики государства, в т.ч. в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделяемых на нужды культуры в предыдущие годы. Эта задача решается с учетом особенностей территорий, интересов и запросов разных категорий населения, культурного потенциала региона при усилении адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Ключевым направлением культурной политики в условиях расширения прав регионов и объективной локализации рынка культурных благ становятся сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.

Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности. В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения. На фоне нарастающей глобализации особую значимость приобретает обеспечение непрерывности воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки творческой молодежи, сохранения и развития всемирно известной российской системы художественного образования. Для этого реализуются мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов и т.д.

Активизация рыночных отношений требует структурной реорганизации государственного сектора в отдельных отраслях, создания условий для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурной продукции. С другой стороны, требуется адресная компенсация негативного воздействия на культуру рыночных механизмов, повышение доступности услуг сферы культуры для населения. Это также связано с реализацией мер государственной поддержки распространения отечественных произведений искусства, включая культурные и образовательные программы в электронных СМИ, проведением жесткой политики в области защиты авторских прав.

Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, чстных предпринимателей и других субъектов культурной деятельности. Необходимо не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. Например, доходы от использования культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должно играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Опубликованные

1. Конституция Российской Федерации (Принята 12 дек. 1993 // Рос.Газ. 1993 – 25 дек.; 2009 – 26 янв.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 09 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 21 декабря 2009 г., 8 мая 2010 г.)

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ
"О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
(с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

5. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства N 28 от 26 июня 1995 г.

Неопубликованные

6. Аудиторское заключение ЗАО "АКГ "РБС" по бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда развития и поддержки искусства "Айрис" за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года.

Литература

7. Абанкина Т.В. Модернизация менеджмента: Нужны ли радикальные меры? / Т.В. Абанкина, М.Б. Гнедовский, Е.Л. Игнатьева и др. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. - No 5. – С. 7 – 18.

8. Бабич А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. - Казань, 1996. - 242 с.- Библиогр.: 241с.

9. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности / Г.М. Галуцкий. - М.: Ассоц. экономики, 2006. - 225 с., табл.

10. Гурвич М.М. Финансовое обеспечение культурной деятельности в США / М.М. Гурвич // Институты финансирования культуры: Опыт зарубежных стран / РАН. Ин – т междунар. экон. и полит. Исслед., Ин – т социальной экономики; отв. ред. А.Я. Рубинштейн. – М., 2010. – 194 с.

11. Гусейнова Н. Финансовые проблемы британских музеев / Н. Гусейнова Панорама культурной жизни зарубежных стран / РГБ. – 2008. – 85с.

12. Дымникова А.И. Практика фандрэйзинга в учреждениях культуры / А.И. Дымникова // СПб.: Изд-во СПбГУ – 2004. – 172 с.

13. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Л.С. Жаркова; Моск. гос. ун-т культуры. - М., 2004. - 86 с.

14. Загоскин Д.В. Коммерческая деятельность музеев: возможности информационных технологий для продвижения на рынок "музейного продукта" / Д.В. Загоскин // СПб.: Изд-во СПбГУ – 2004. – 84 с.

15. Игнатьева И.Л. Экономика культуры: учеб. пособие. – М.: ГИТИС, 2004. – 232 с.

16. Калякина А.В. Грантовая поддержка учреждений культуры: опыт сотрудничества российских музеев с благотворительными фондами / А.В. Калякин // - М.: МПА-Пресс, 2006. – 182 с. : рис., табл.

17. Кириллова Л. Н., Нестеренко Ю. Н. Финансы предприятий: Курс лекций в схемах и таблицах: Учеб. пособ. / Л. Н. Кириллова, Ю. Н. Нестеренко – М.: Каллиграф, 2008. - 344 с.

18. Клюкина А.И. Как привлечь посетителя: Формирование музейной политики на основе анализа посещаемости / А.И. Клюкина // М.: СИНТЕГ, 2004. – 190 с. :

19. Козлова Т.В. Культурно – досуговые технологии: Организация массовых мероприятий как способ привлечения внебюджетных средств / Т.В. Козлова // СПб.: Изд-во СПбГУ – 2004. – 60 с.

20. Малышев В.С. Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук / В.С. Малышев; С.Пб. гос. ун – т кино и телевидения. – СПб., 2002. – 21 с.

21. Морковкин Ю.В. Стратегия развития учреждений культуры: Рыночные модели хозяйствовенной деятельности на примере Рязанского историко – архитектурного музея – заповедника / Ю.В. Морковкин // М.: Олма – 2010. – 86 с.

22. Павлова Н. Источники финансирования современных музеев и немного о фандрэйзинге /Н. Павлова // Музеи и новые технологии / Рос. ин – т культурологи. – М., 2009. – 150 с.

23. Полковников Е.В. Положение учреждений культуры в провинции: Выводы из социологического исследования, проведенного в г. Владимире / Е.В. Полковников, А.С. Прохоров, О.Ю. Арцишевская // М.: Олма – 2010. – 116 с.

24. Пул Д.Х. Когда менеджмент приносит деньги: Наставления учреждениям культуры всех стран: пер. с англ. / Д.Х. Пул; Фонд "Евразия"; Гос. Рус. музей и др. - СПб.: Контрфорс, 2010. – 100 с.

25. Суник Б.В. Местное самоуправление и финансирование учреждений культуры / Б.В. Суник // Государство и право. - М., 2006. – 68 с.

26. Шекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) / Е.Л. Шекова // Маркетинг в России и за рубежом. - М., 2002. 174 с.

Справочные и информационные издания

27. Блохина Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в сфере культуры / Н.С. Блохина, Е.Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. - No 6.

28. Веревкин А.В. Новый проект. Идея, реализация, проблемы и перспективы / А.В. Веревкин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. - No 1.