Смекни!
smekni.com

Особенности финансирования организаций сферы культуры (стр. 9 из 14)

Динамично развивается и современный российский рынок искусства, привлекая к себе активное внимание новых и все более квалифицированных, в том числе международных, инвесторов. Эксперты высоко оценивают тенденции развития отечественного арт-рынка. По их мнению, рынок произведений искусства в России переживает в последние годы подъем: наблюдается устойчивый рост спроса российской элиты на произведения искусства и антиквариат, приобретаемые как в России, так и за рубежом. Подтверждением этому может служить такой показатель — оборот русского отдела аукционного дома Sotheby’s в 2002 и 2003 годах последовательно увеличивался вдвое. Кроме того, отечественные галеристы отмечают, что в последнее время на российский рынок активнее выходят западные арт-дилеры, высоко оценивающие покупательскую активность россиян.

Рост спроса на предметы искусства среди россиян обусловлен двумя основными мотивами — социальным (стремление подтвердить имидж представителя элиты) и финансовым (инвестирование средств в искусство). Причем в настоящее время именно последний мотив становится по мнению некоторых экспертов преобладающим.

Объем антикварного рынка в России, по оценкам экспертов, составляет порядка $700 млн — 1 млрд в год. На сегодняшний день произведения искусства и антиквариата являются одним из самых надежных и высокодоходных способов размещения капитала: их доходность в год превышает 15%.

Тем не менее, говоря о российском антикварном рынке, нельзя не отметить, что до недавнего времени большинство его участников не стремились (по тем или иным причинам) к легализации рынка. Большинство совершаемых на рынке сделок не фиксировались; коллекционеры опасались раскрывать информацию о своих собраниях.

Однако подобная ситуация "закрытого" рынка не может сохраняться постоянно. Развитие российского антикварного рынка, увеличение числа его участников сегодня приводит к активному развитию рыночной инфраструктуры. Сегодня мы имеем возможность наблюдать формирование в России комплекса обеспечивающих деятельность арт-рынка механизмов, возникновение новых экспертных институтов. Страховые и финансовые компании активно выходят на арт-рынок, предлагая все новые услуги, ориентированные на профессиональных участников рынка искусства и на их потенциальных клиентов.

Под "арт-бизнесом" принято понимать вид экономической деятельности по оценке и распространению произведений искусства. В своей базовой форме арт-бизнес начал развиваться23 уже в далёком прошлом, сопровождая в своём развитии становление искусства как общественно значимого и незаменимого явления.

Ценность многих произведений искусства постепенно увеличивается, а время от времени возникающий в обществе интерес к определенным направлениям искусства обеспечивает высокую доходность при правильной оценке тренда. Однако такой способ вложения денег имеет достаточное количество сложностей. Инвестиции в искусство являются одними из самых рискованных. При решении вопроса о целесообразности таких капиталовложений необходимо учитывать сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, трудности, связанные с установлением подлинности произведения, невозможность вывоза из страны, низкую ликвидность и прочие особенности. По оценкам экспертов, риски снижаются лишь при покупке очень дорогих произведений на длительный срок, что недоступно рядовому инвестору. Мировая практика рассматривает три базовые стратегии инвестиции на рынке искусства, с учетом вероятных рисков подделок, высокими транзакционными издержками, отсутствием прозрачной информации о спросе, предложении и ценах на предметы искусства, а так же их низкой ликвидностью по сравнению с другими альтернативными инвестиционными рынками:

1) Инвестиции в искусство, просто, как инвестиции:

основным критерием здесь является уверенность инвестора в возможности многократного умножения цены предмета искусства в долгосрочной перспективе. Основой для принятия такого решения могут служить данные аналитического характера о тенденциях роста или недооцененности ряда работ, или выделение бюджета на агрессивную популяризацию картин одновременно с их приобретением.

2) Инвестиции, как коллекционирование: размещение капиталов во всех сегментах арт-рынка без стратегии рационального выхода таких инвестиции. Капиталовложения осуществляются здесь не с целью максимизировать рентабельность инвестируемого капитала, а с целью сохранения культурного наследия или радостью владения.

3) Инвестиции, как фондовый арт-индекс: инвестиции в искусство на традиционном рынке капиталов, ориентированные на покупку акций компаний, значительная часть бизнеса которых связана с арт-индустрией. Одним из направлений данной стратегии является создание фондов совместных инвестиции в искусство (предметы искусства), возглавляемых профессиональными управляющими.

Предметы искусства покупать будут всегда. Это неотъемлемый признак благосостояния и престижа. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, – это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет.

На западе арт-рынок уже давно сформирован. Там художник не просто "вид творческой деятельности", а профессия, социально активная единица, тесно связанная с деятелями экономической сферы – менеджерами, юристами, галереями и торговыми домами. Из этого следует простой вывод: на западе именно цивилизованный арт-бизнес формирует пристрастия потребителя, диктует правила торговли произведениями искусства и оценки их реальной стоимости.

Надо отметить, что ответственность за приобретение произведения искусства достаточно высока. Существуют искусствоведы и эксперты художественного рынка, профессия и работа которых – определять верные тенденции или обличать посредственности, и если мы при выборе картины или скульптуры будем прислушиваться к их мнению, то никогда не наткнемся на "кота в мешке". Можно даже обратиться за консультацией в признанные экспертные организации (например, такие, как Институт искусствознания, Третьяковская галерея, Академия художественной критики). Для этих целей издается и справочник "Единый художественный рейтинг". И когда по рекомендации профессиональных искусствоведов и после посещения серьезной галереи и приобретем там настоящее произведение искусства – это и будет означать начало построения цивилизованного арт-рынка.

Российский арт-рынок сейчас стремительно развивается. Открывается все больше музеев и центров, проводящих выставки современного искусства и поддерживающих молодых авторов. Наиболее яркими представителями являются музейный комплекм Винзавод в Москве, а также Проект Этажи в Петербурге. Но наиболее крупным и успешным все же является центр современного искусства Гараж в Москве.

Центр современной культуры "Гараж" – первый проект благотворительного Фонда развития и поддержки искусства "Айрис", основанного в 2008 году Дарьей Жуковой. Таким образом, "Гараж" стал продолжением традиции меценатской деятельности, столь развитой в дореволюционной России.

Центр современной культуры "Гараж" – новое выставочное пространство современной культуры.

Расположенный на территории бывшего Бахметьевского автобусного парка, построенного в 1926 году культовым архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, сегодня "Гараж" – одно из крупнейших выставочных пространств Москвы. На территории 8 500 кв. м кроме основного выставочного пространства располагаются книжный магазин, кинозал и кафе, проводятся смотры самых знаменитых произведений искусства, а также занятия, лекции, кинопоказы, дискуссии и другие культурные мероприятия.

Созданный Благотворительным фондом "Айрис" с целью поддержки развития современного искусства в России, "Гараж" стремится стать эпицентром современной культурной жизни столицы.

Кроме организации обширной программы актуальных выставочных проектов от известных и дебютирующих художников, "Гараж" занимается созданием образовательной программы, в которую входят серии лекций, дискуссии, кинопоказы, перформансы, занятия теорией и практикой искусства для детей и взрослых. Также "Гараж" осуществляет различные проекты, в рамках которых проводятся интерактивные события на площадках международного уровня. Основными задачами, стоящими перед центром "Гараж", являются:

• Повысить образовательный уровень, понимание и оценку современного искусства в обществе.

• Оживлять столичную культурную сцену и поддерживать творческое сообщество и начинающих талантливых художников.

• Создать обучающую платформу для детей, подрастающего поколения и семей.

• Повысить международный рейтинг России в области вклада в современное искусство.

В 2009 году были осуществлены следующие проекты:

• Выставка: Избранные произведения из коллекции Франсуа Пино "Определенное состояние мира?" (19.03.09-14.06.09)

• Выставка: Энтони Гормли "Поле притяжения" (16.07.09-02.09.09)

• Выставка: "Третья Московская Биеннале современного искусства" (24.09.09-01.11.09)

• Завершен художественный проект "Moscowonthemove", состоявшийся в конце 2008 года

• Образовательные проекты: проведение лекций, семинаров, мастер классов по культуре и искусству

Как видно из данных финансовой отчетности (приложение 1), основную часть выручки фонда Айрис составляет сумма, полученная от продажи входных билетов на выставки. В 2009 году она составила 9 352 682 рублей. Хотя немалую долю составляет и выручка от рекламных услуг, которая в 2009 году была равна 1 849 034 рублей. Также в связи с изменениями курсов валюты, наличием валютных остатков на счетах и проведением валютных операций по итогам года в налоговом учете была отражена прибыль от такого вида операций на сумму 179 909 рублей.