Смекни!
smekni.com

Финансовая политика государства 6 (стр. 4 из 11)

Мировой финансово-экономический кризис нанес серьезный ущерб экономикам многих стран мира, спровоцировал целый комплекс проблем в реальном секторе, финансах, банковской сфере.

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики. Следствием этого стало заметное сокращение экономического роста в стране и, соответственно, снижение наполняемости бюджета.

Одновременно в конце 2008 года значительно сузились возможности кредитования экономики банковской системой, возникла необходимость государственной поддержки банков.

Для адаптации экономики к неблагоприятным внешним условиям правительство и Национальный банк подготовили совместную программу по минимизации последствий влияния мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению макроэкономической стабильности в стране.

В качестве финансовой поддержки выполнения данной программы Международный валютный фонд предусмотрел выделение нашей стране 2,46 млрд. долларов США. В июне 2009 года объем финансовой поддержки был увеличен до 3,52 млрд. долларов.

Целью привлечения средств МВФ являлась ресурсная поддержка золотовалютных резервов и создание так называемой «подушки безопасности», необходимой для более устойчивой работы экономики в условиях кризиса.

Для бюджета в этот период было чрезвычайно важно быстро адаптироваться к изменившимся условиям, ведь в ноябре – декабре 2008 года падение поступлений составляло в среднем 30 % к их предшествующему уровню.

Обеспечить сбалансированность бюджета можно было только через ужесточение бюджетной политики [21, c. 22].

Была проведена инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Их финансирование было пересмотрено в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития страны, обеспечивающими структурную перестройку и модернизацию экономики, рост конкурентоспособности выпускаемой продукции. Итогом этой работы стала оптимизация программ, исключение мероприятий, которые снизили свою актуальность или оказались малоэффективны в складывающихся экономических условиях. Кроме того, сроки реализации многих мероприятий были перенесены на более поздний период.

В результате такой «ревизии» сокращение расходов по республиканскому бюджету составило 11 трлн. рублей, или 19 % от его первоначально утвержденного объема. Надо отметить, что такое массовое сокращение расходов было проведено впервые за последние более чем десять лет.

Резюмируя результаты проведенной работы есть смысл подчеркнуть, что оптимизация расходов далась очень непросто. Дело в том, что за последние несколько лет на фоне благоприятной экономической конъюнктуры значительно увеличилось финансирование бюджетного сектора экономики. Это позволило реализовать немало социальных проектов, выйти на высокий уровень образования, здравоохранения, культуры и спорта. Однако были здесь и отрицательные последствия – у многих распорядителей бюджетных средств сформировались иждивенческие подходы к планированию государственных расходов.

В целом сложившиеся тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве.

Генезис монетарной политики Республики Беларусь не только тесно связан с тенденциями в общей экономической политике страны, но в значительной мере ими определяется. В данном случае интерес представляет краткий анализ социально-экономического положения Беларуси начала 90-х годов XX столетия. В этой связи надо отметить, что распад Советского Союза способствовал возникновению в Республике Беларусь социально-экономического кризиса. Но и без этого экономика Беларуси уверенно и бесповоротно двигалась к кризису начиная с 1990 года [17, c. 4].

Это подтверждают данные официальной статистики. Так, уже в 1990 году состояние экономики страны ухудшилось. Впервые за период после второй мировой войны в республике в 1990 году по сравнению с 1989 годом снизились объемы национального дохода на 1,4 процента. Проведенная в начале 1992 года либерализация цен не только не дала существенного толчка развитию рыночных отношений, но и поставила в тяжелое положение промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, привела к росту цен на продукцию этих отраслей. В свою очередь, удорожание продукции сырьевых отраслей вызвало соответствующий рост цен на другие виды продукции. В частности, в промышленности оптовые цены в 1992 году по сравнению с предыдущим годом возросли в 24,7 раза, в том числе на продукцию производственно-технического назначения — в 31,4 и на товары народного назначения — в 12,9 раза. Наибольший рост цен был в топливной промышленности (в 67 раз), электроэнергетике (в 27,5 раза), в промышленности строительных материалов (в 25 раз). Конечно, в некоторых отраслях цены росли медленнее, но все же по отдельным видам продукции динамика роста цен была более значительной.

Либерализация цен 1992 года вкупе с действием ряда других факторов привела к снижению объема производства и потребления основных продовольственных товаров. Так, в 1992 году по сравнению с предыдущим годом продажа в государственной кооперативной торговле (на душу населения) составила: мяса и птицы — 67 процентов, рыбы — 54 процента, масла животного — 97 процентов, масла растительного — 71 процент. Аналогичное положение с ценами, объемами производства и потребления сохранялось и в последующие годы. В определенной мере положение улучшилось в настоящее время, но показатели 1989—1990 годов пока не достигнуты. Характерной особенностью этого периода является введение в мае 1992 года наличного белорусского рубля в качестве параллельной валюты наряду с денежной единицей бывшего Советского Союза, а также объявление в мае 1994 года белорусского рубля единым законным платежным средством. Нельзя не отметить, что в период с апреля по декабрь 1993 года под эгидой Национального банка Республики Беларусь была создана специальная рабочая группа из ученых и практических банковских работников (д.э.н. Тарасов В.И. — руководитель, к.э.н. Лобанов А.В., Пищик И.А., к.э.н. Ткачук С.С., к.э.н. Чернявский Ф.И.) для разработки Концепции и программы проведения в Республике Беларусь денежной реформы и введения национальной денежной единицы. Эти документы были разработаны, но из-за сложного социально-экономического и политического положения не были реализованы на практике.

Однако ряд положений этих документов не потерял своей актуальности до настоящего времени.

Вместе с тем макроэкономические условия 1992—1995 годов можно рассматривать как глубокий экономический кризис. Так, валовой внутренний продукт снизился в реальном выражении на 34,6 процента (на 11,1 процента в среднегодовом выражении). Выпуск продукции промышленности сократился на 40,3 процента, сельского хозяйства — на 22,6 процента, реальные доходы населения упали на 38 процентов, а инфляция, рассчитанная по индексу потребительских цен, выросла более чем в 24 тысячи раз (прирост в среднем за год на 1153 процента).

Внешний долг Беларуси на конец 1995 года превысил 1,5 миллиарда долларов США и составил 14,6 процента к ВВП, а национальная валюта за период 1992—1995 годов обесценилась в 68,8 раза (в среднем за год девальвация составляла 1620 процентов) [17, c. 5].

Приведенный перечень отдельных статистических данных позволяет с полной уверенностью констатировать отсутствие положительных результатов от проведения в начале 90-х годов XX столетия отдельных мер “шоковой терапии” для возникновения и развития рыночных отношений в экономике Республики Беларусь. Так, либерализация цен отбросила за черту бедности значительную часть населения Беларуси, а в условиях монополизированного производства стала одним из основных факторов снижения объемов производства и потребления продукции. Надо также учитывать тот факт, что отпуск цен на энергоносители, проведенный Российской Федерацией, содействовал раскручиванию маховика возвратного удорожания белорусской промышленной и сельскохозяйственной продукции. Этот процесс, начавшийся в начале 90-х годов XX столетия, продолжается и в настоящее время.

Бесспорно, надо иметь в виду, что финансовая стабилизация, а также последующая перестройка структуры производства и свертывание наиболее неэффективных предприятий действительно могли быть достигнуты с помощью либерализации цен, жесткой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Однако предполагаемой финансовой стабилизации в 90-е годы XX столетия в Беларуси не произошло, так как постоянно сохранялись инфляция и дефицит государственного бюджета.

Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике независимой Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности “победы монетаризма” в условиях централизованного управления, если к тому же монетарная политика не всегда взаимоувязывается с другими стоимостными блоками хозяйственного механизма. В связи с этим можно констатировать: вырванная из монетаристской схемы оздоровления экономики (прежде всего это относится к экономике, основанной на рыночных отношениях) либерализация цен (с элементами сдерживания в отдельные годы роста денежной массы) не привела к такому положению, при котором в классической модели реформирования обесцененные денежные средства предприятий и спад производства должны были неизбежно тормозить рост доходов работников реального сектора экономики. И поскольку во многих отраслях этого не произошло, тем самым не были созданы серьезные предпосылки для структурной перестройки производства [17, c. 5].

Из вышеизложенного следует, что денежно-кредитная политика, как составная часть общеэкономической политики государства, является важнейшим инструментом регулирования экономики. Поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. В частности, отмечая роль денег в экономике, известный экономист XIX столетия Дж. С. Милль (1806—1873) писал о том, что “в экономике не могло бы быть... по природе своей менее значимой вещи, чем деньги, если бы изобретение их не экономило труд и время. Это лишь машина, которая быстро и удобно делает то, что в ее отсутствие делалось бы с меньшей быстротой и удобством; и, как у большинства других усовершенствований, его значимость отчетливо проявляется лишь тогда, когда происходит его поломка”. Так, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала. И наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей.