Смекни!
smekni.com

Слияния и поглощения в банковской сфере (стр. 3 из 13)

слияния.

Что касается враждебных поглощений, то до принятия законодательных актов, с одной стороны, облегчающих процедуру такого поглощения (например, отмена требования о согласии всех кредиторов), а с другой стороны — защищающих интересы миноритарных акционеров, враждебные поглощения в классическом виде будут крайне редкими.

Также очевидно, что процесс слияния и поглощения в банковском секторе России будет продолжаться и ускорится, если действительно удастся сделать этот сектор экономики действительно привлекательным для инвесторов.

2 Слияния и поглощения банков в России как фактор экспансии иностранного банковского капитала

Банковские слияния и поглощения в России в последние годы развиваются весьма быстрыми темпами, являясь одним из актуальных процес­сов реформирования банковского сектора. Экономи­ческий рост, наблюдавшийся в России, требу­ет постоянной подпитки со стороны финансовой и банковской систем. Российская банковская система в ее нынешнем состоянии не готова в полном объеме обеспечить реальный сектор долгосрочными кредит­ными ресурсами, предоставить полный спектр бан­ковских услуг по приемлемой цене, обеспечить оди­наковый уровень и разнообразие предоставляемых услуг во всех регионах страны. Данная ситуация в самом ближайшем будущем будет тормозить эконо­мический рост страны и перестанет удовлетворять население. Российские банкиры должны осознать, что без скорейшего укрупнения, повышения капитализа­ции, концентрации капитала, расширения региональ­ного присутствия, спектра и качества предоставляе­мых банковских услуг они не смогут полноценно со­ответствовать новым предъявляемым к ним требова­ниям. Более того, из-за низкой капитализации на фоне постоянного роста активов и недостаточности регу­лирования со стороны Банка России российская бан­ковская система в том виде, в котором она функцио­нирует в настоящий момент, будет системно слаба и находиться под возможной угрозой кризиса.

Все эти факторы означают перспективу наступ­ления нового (третьего) этапа развития российского банковского сектора. Он будет характеризоваться следующими чертами: необходимостью полномас­штабно обеспечивать доступными кредитными ресур­сами и долгосрочными инвестициями экономику и население; существенным увеличением числа струк­турных подразделений кредитных организаций по всей территории страны наряду с уменьшением коли­чества самостоятельных банков; предстоящим вступ­лением России в ВТО; окончательной либерализацией валютного рынка; поэтапным переходом к конверти­руемости рубля; широкомасштабной экспансией ино­странных финансовых институтов; нормативным уве­личением минимального размера собственного капи­тала коммерческих банков; необходимостью активнее выходить в различных формах на международные финансовые рынки, конкурируя с ведущими зарубеж­ными финансовыми институтами и поддерживая ин­теграцию туда отечественных корпораций; увеличе­нием размера страхового обеспечения по вкладам граждан, как условием более полного вовлечения свободных денежных ресурсов населения в банков­ский оборот; дальнейшим ростом слияний и поглоще­ний банков.

Этот этап потребует от банков и банковской сис­темы в целом совершенно другого уровня капитали­зации, концентрации капитала, умения быстро осваи­вать и внедрять новые для России банковские продук­ты, быстроты принятия инвестиционных решений, эффективности работы с иностранными инвестициями.

В условиях выхода российских ФПГ на между­народные рынки, прихода на российский финансовый рынок крупного иностранного банковского капитала, возможности для крупных российских корпораций осуществлять заимствования на международном рын­ке капитала перед российскими банками встает ди­лемма: или быть по-настоящему конкурентоспособ­ными, крупными, универсальными банками, или ог­раничиться обслуживанием среднего и мелкого рос­сийского бизнеса и своих ФПГ, оставив наиболее привлекательную клиентуру дочерним институтам банков-нерезидентов и их материнским банкам. Именно конкуренция со стороны иностранного бан­ковского капитала на российской территории станет явлением, под знаком которого будет проходить но­вый этап развития банковского сектора России.

Оптимальным решением многих из современных проблем российского банковского сектора являются процессы слияний и поглощений.

С 2000 г., времени завершения первой фазы послекризисного восстановления российских банков, происходит заметная интенсификация процессов слияний и поглощений банков в России. Это стало следствием необходимости укрупнения банковского капитала для обеспечения удовлетворения потребно­стей реального сектора экономики и человека. Проис­ходит образование и дальнейшее усиление банков­ских групп и холдингов. Они возникли на основе го­сударственных банков (прежде всего ОАО Банк ВТБ (далее - ВТБ), крупных частных коммерческих бан­ков (ОАО «МДМ-Банк», Альфа-банк, ОАО АКБ «Рос­банк»).

В то же время эта интенсификация в последние годы происходит во многом за счет крупного иност­ранного банковского капитала. В первый период раз­вития российской банковской системы, с момента ее становления в качестве рыночной и до финансового кризиса 1998 г., присутствие в ней иностранного банковского капитала было минимальным, что рази­тельно отличало ее от других стран с переходной эко­номикой (Восточной Европы и Латинской Америки). Введенная на непродолжительный срок в 1993 г. кво­та на участие нерезидентов в капитале российской банковской системы размером в 12% не могла быть востребована в то время. Это было обусловлено поли­тикой Банка России, направленной на сохранение на­ционального контроля над российской банковской системой. Такая позиция активно поддерживалась и поддерживается ныне российскими банками и бан­ковскими ассоциациями, оперирующими понятиями «национальная безопасность» и собственная неконку­рентоспособность. Инвестиционный климат и осо­бенности ведения бизнеса и корпоративного контроля российских банков также не располагали к экспансии иностранного банковского капитала. В этих условиях на российском рынке в тот период работали лишь банки, ориентированные в своем развитии на страны Восточной Европы и СНГ (Raiffeisen Bank, HVB, Bank Austria), и некоторые крупные банки, занятые обслуживанием иностранных компаний в России (Credit Lyormais, Chase Manhattan, ABN AMRO). При этом последние не присутствовали на розничном рынке и не стремились к этому. Единственной замет­ной сделкой слияния-поглощения на российском рынке с участием банков, контролируемых нерези­дентами, было поглощение (по российским законам -присоединение) Банк Австрия Кредитанштальт (Рос­сия) ММБ (1MB). Данная сделка была обусловлена лишь покупкой мажоритарным акционером ММБ не­мецким HVB головного Bank Austria. Эта сделка была направлена на консолидацию банковской группы.

С 2003-2004 гг., периода поступательного роста российской экономики, развития процессов построе­ния банковских групп и холдингов на основе процес­сов слияний и поглощений, улучшения делового и инвестиционного климата в стране, началась постепенная экспансия иностранных банков на российский рынок. Этот процесс начался, несмотря на существенные препятствия, оставшиеся со времен первого периода развития российского банковского сектор; Среди них:

▪ недостаточная прозрачность банковского сектор России;

▪ высокие экономические, институциональные риски и административные барьеры;

▪ слабое законодательное регулирование слияний поглощений банков и всего банковского сектора;

▪ позиция Банка России и Правительства РФ по поводу разрешения открытия на территории России филиалов зарубежных банков;

▪ отсутствие членства в ВТО;

▪ неконвертируемость национальной валюты;

▪ переоценка российскими банкирами своего бизнеса.

Некоторые из этих препятствий, такие, как не достаточная прозрачность, административные барьеры, переоценка своего бизнеса, уже изживаются, остальные необходимо будет устранить на новом этапе.

Основными путями экспансии иностранного бан­ковского капитала на российский рынок являются открытие дочерних банков, приобретения и поглоще­ния российских кредитных организаций и инвестици­онных компаний. Если до 2003-2004 гг. в качестве основного пути проникновения на российский рынок рассматривалось открытие 100% дочернего банка, то начиная с этого периода реальной альтернативой ста­ло приобретение или поглощение действующих рос­сийских банков.

В этот период обозначились первые общие осо­бенности сделок поглощения российских банков ино­странным банковским капиталом. Среди них можно отметить:

▪ объектами интереса становятся банки, уже при­надлежащие иностранному капиталу, но более мел­кому. Это объясняется большей прозрачностью этого бизнеса, доверием к таким банкам. Мелкий ино­странный капитал создает плацдарм для крупного;

▪ востребованы средние специализированные бан­ки. Они имеют сильные позиции на определенных рынках банковских услуг, которые интересны инве­сторам. Прежде всего - это розничные услуги и инве­стиции;

▪ обычный мультипликатор при покупке кредитной организации иностранными банками составляет 3-3,5 размера собственного капитала приобретаемой струк­туры. Одни эксперты (например, Standard&Poors) считают эту премию нормальной для приобретения банка в развивающейся стране, другие (например, РусРейтинг) - завышенной;

▪ стабильно высокая конкуренция за небольшое число привлекательных банков.

Однако реальных сделок в этот период было про­ведено достаточно мало. Среди заметных сделок можно отметить покупку «Дельта-банк» американ­ским GE Consumer Finance (финансовое подразделение General Electric). В то же время многие крупней­шие мировые банки начали процесс отбора кандида­тов для приобретения на российском рынке: развер­нулась жесткая борьба за контроль над КМБ-Банк между итальянским Banca Intesa, французским BNP Paribas и немецким Deutsche Bank; уже практически была заключена сделка по продаже 45% акций «Банк Русский стандарт» французской Cetelem (дочка BNP Paribas, специализирующаяся на потребительском кредитовании). Последняя сделка не состоялась по причине резкого повышения цены за продаваемый пакет акций со стороны собственников банка, уже после ее согласования. Здесь отразились два фактора: резкий рост стоимости розничных российских банков, начавшийся в 2004 г., и завышенная оценка россий­скими владельцами рыночной капитализации своего бизнеса.