Смекни!
smekni.com

Диагностика финансового состояния фирмы 2 (стр. 9 из 19)

Из сказанного видно, что MVNO — это компании, которые не стремятся развивать свой бизнес и сеть с нуля. Их задача — правильно и эффективно использовать уже имеющийся ресурс мобильных операторов.

Эту нехитрую истину уже достаточно давно поняли и уяснили в Европе и Северной Америке и дали «зеленый свет» бизнесу мобильных виртуалов, благодаря чему они успешно развиваются и укрепляют свои позиции. Так ,в мире всего насчитывается около 500 MVNO. На конец прошлого года они обслуживали в совокупности порядка 70,8 млн абонентов. А к 2010 г.,по прогнозу ведущих аналитиков, в том числе и Pyramid Research, их число вырастет до 112 млн человек. На первый взгляд, это не так уж много около 3% от всех сотовых абонентов. Но в странах Западной Европы развитие MVNO и уровень проникновения нарынок уже превысил 10%. Например, в Дании работает сразу семь виртуальных операторов, которые привлекли уже порядка 20% абонентской емкости. Интеграционные процессы в сфере MVNO тоже являют собой достаточно впечатляющее зрелище. Например, швейцарский Swisscom, не получив одобрения на деятельность MVNO в своей стране, основал компанию Debitel, которая работает в пяти странах и обслуживает 10 млн пользователей (недавно этот бизнес был успешно продан).Другим ярким примером является шведский Tele2, который «продвигает» свою схему MVNO по всей Европе. У него десять виртуальных мобильных сетей, но не это выделяет компанию из общего ряда. Хочется отдельно отметить разнообразие форм строящихся MVNO:в Швейцарии, • имея лицензию, Tele2 построил сеть только в Цюрихе, остальную территорию он покрыл благодаря сотрудничеству с компанией Orange;

• с Норвегией отношения похожи на некий бартер. Tele2 является MVNO на сети оператора Telenor, который,в свою очередь, работает в качестве MVNO на сети Tele2 в Швеции; • в Дании Tele2 работает как чистый MVNO на сети оператора Sonofon;

• у себя на родине, в Швеции ,со своим основным конкурентом TeliaSonera они построили сеть 3G и оба работают в ней как MVNO.И это еще не считая операторов Северной Америки, Азии и стран Европы. Так почему же бурное развитие MVNO семимильными шагами движется по миру и так настоятельно огибает Россию, с ее пока латентным, но совсем не малым потенциалом? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, можно посмотреть на специфику российского рынка сотовой связи, наше многострадальное законодательство в области связи и те условия, которые необходимы для появления MVNO. Авторитетная аналитическая компания Diamond Analysis декларирует, что анализ развития MVNO в большинстве стран показал: первые MVNO появились при проникновении сотовой связи порядка 40–60% и уровне конкуренции, соответствующем монополистической конкуренции или концентрированному рынку. Таким образом, по уровню конкуренции российская действительность идеально подходит под эти требования. Однако при коэффициенте проникновения сотовой связи, существующем в России, близком к 100%, прецедентов организации первых MVNO не отмечалось. Дело в том, что при достижении такого высокого насыщения населения сотовой связью операторы сами имеют возможность регулировать тарификационные политики и распределение трафика. Поэтому естественно, что они сами начинают осваивать ниши, которые теоретически всегда отводились бы для виртуальных операторов. В итоге появление MVNO как отдельных самостоятельных компаний становится неактуальным и бесперспективным. Таким образом, ожидания специалистов, что с насыщением абонентской емкости мобильные виртуалы начнут проявлять себя и появятся на рынке как самостоятельные компании, не оправдались. В силу российского менталитета мобильные операторы решили, что лучше создать свои компании, которые будут выполнять функции мобильных виртуалов. Тем более операторы «большой тройки» открыто заявляют о том, что самостоятельно могут добраться до узких сегментов рынка и с этим проблем совершенно не испытывают.

Уже сегодня у российских операторов появились тарифные планы для малого бизнеса, для людей, увлекающихся спортом, для студентов, семей и других сегментов пользователей. Поэтому можно говорить, что виртуальные операторы создаются внутри мобильных операторов «большой тройки».Самый яркий пример: в московской сети «МегаФон» работает несколько MVNO (формально эти компании подходятпод определение) — «Революция», «Матрикс Мобайл», «Мегател», Divizion, и «Алло Инкогнито». Они предоставляют пользователям дешевые неограниченные и лимитированные тарифы. Особняком среди них стоит проект «Алло Инкогнито», который кроме всего прочего предоставляет клиенту единый номер, под которым объединяются все его телефоны. Услуга заключается в том,что абонента всегда можно вы-звонить, набрав один и тот же номер, распределение вызовов по телефонам происходит по расписанию или иным правилам, устанавливаемым пользователем .Но кроме теоретических и коммерческих причин, затрудняющих развитие MVNO в России, существует еще одна, не менее существенная, — это несовершенство законодательной и нормативной базы в вопросах MVNO.

Для того чтобы предоставлять услуги мобильной связи, компания в России обязана иметь на это определенное разрешение (лицензию), которое подразумевает дозволение на использование конкретного радиочастотного диапазона, а так как у MVNO нет собственного радиоучастка, то и получить эту лицензию они не могут. Самыми первыми с этой проблемой столкнулись в 1999 году в компании «Корбина Телеком». В ту пору «Билайн» решил переключиться с устаревающего стандарта DAMPS на развивающийся и набирающий силу GSM. Однако все базовые станции исправно работали, и демонтировать их было слишком опрометчивым решением. Именно это подвигло тогда передать права на подключение к сети новых абонентов, компании «Корбина Телеком», которая впоследствии выкупила оборудование в собственность. Как нетрудно догадаться, у «Корбины» необходимых документов на лицензированное использование частотного ресурса не было, и в 2004 году Госсвязьнадзор обвинил компанию в предоставлении услуг мобильной связи при отсутствии лицензии. В этой ситуации, для избежания юридических проблем, во всех бумагах и контрактах, предлагаемых абоненту, было отмечено, что услуги связи предоставляются компанией «Билайн GSM»,а совсем не «Корбина Телеком». Этот «ход конем» потом взяли на вооружение другие MVNO, поэтому и получается, что мы говорим о мобильных виртуалах, только существующих под эгидой операторов «большой тройки». Этот уже исторический факт подтверждает, что проблемы с законностью MVNO в России возникли не вчера, а уже почти 10 лет назад, но они таки не смогли найти адекватного решения, и, несмотря на создание пилотных зон в «Евросети» и «СМАРТСе», вопрос формального существования MVNO в России все еще остается открытым.

Рис. 2. Схема организации сети MVNO

Итак, появление и развитие виртуальных операторов представляет собой повсеместное явление, которое в основном благосклонно принимается абонентами и заслуживает дальнейшего развития и расширения. Однако в том виде, в котором оно существует в мире, в России это явление не может прижиться благодаря не только законодательству и нормативным требованиям, но и предпосылкам, сложившимся на наших мобильных сетях. В то же время утверждать, что MVNO в России не возможны, будет ошибкой. Концепция виртуальных операторов находит свое место на российском мобильном рынке, но в адаптированном к нашим условиям виде, что с успехом доказали проекты операторов «большой тройки», описанные выше.

Ну а пока у нас запускаются пилотные зоны и компании MVNO существуют исключительно в симбиозе с мобильными операторами, нам остается ожидать выхода новых нормативных документов, которые разъяснят нам наконец положение MVNO в современной структуре телекоммуникаций России.

Платежи

"Инфокоммуникационный союз" приступил к реализации проекта "Мобильные платежи".

Об этом сообщила пресс-служба Союза 05.10.07. Цель проекта – расширение доступа граждан России к современным платежным услугам путем использования сетей подвижной связи. Задачами проекта в области мобильных платежей стали организация исследований и разработка технических решений, формирование предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, расширение взаимодействия со Всемирной ассоциацией GSM и другими международными организациями.

Союзом одобрена "Концепция универсальной платежной платформы для оплаты товаров и услуг с использованием существующих и перспективных Оператор • № 33 – 2007 19 сетей связи", разработанная в соответствии с рекомендациями Мининформсвязи России. В ближайшее время предполагается развернуть опытную зону универсальной платежной платформы и в ходе испытаний протестировать основные положения концепции, отработать взаимодействие заинтересованных участников рынка и возможные бизнес-модели мобильной коммерции, микро- и макроплатежи, в том числе и с использованием перспективной технологии NFC. В дальнейшем для согласования предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе и с Центральным Банком РФ, предполагается участие "Инфокоммуникационного союза" в деятельности межведомственной рабочей группы по вопросу использования сетей подвижной связи для оплаты товаров и услуг.

О своем намерении способствовать реализации проекта заявили следующие операторы подвижной связи: "ВымпелКом", "Дельта Телеком", "МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы" и "Московская Сотовая Связь", Связь-Банк и Банк Таврический, компания "Мобиль- ные Платёжные Системы" и другие участники Союза

Услуги

С 1 октября ОАО "ВымпелКом" запустило услугу "Конференцсвязь", позволяющую подключать к телефонному разговору до пяти человек одновременно.Управление сессией осуществляется абонентом, инициировавшим телефонную конференцию, припомощи USSD-команд и цифровых клавиш. Он может добавлять новых участников, переключая в режим конференции поступающие входящие вызовы или, не прерывая сессии, дозваниваться на другие номера и подключать их. За инициатором остается возможность выйти из текущей конференции, чтобы переговорить с "посторонним" собеседником. Конференция при этом не прерывается. До 31 декабря услуга предоставляется без абонентской платы, плата за подключение отсутствует. Каждый из участников телефонной конференции оплачивает разговор поминутно в соответствии с собственным тарифным планом.