Смекни!
smekni.com

Сотрудничество России и Германии в Энергетической сфере (стр. 7 из 9)

В сентябре 2005 года прошли досрочные парламентские выборы, на которых СДПГ уступила коалиции христианских партий ХДС/ХСС. Шредер в новом федеральном правительстве места не получил: то ли из-за собственного нежелания сотрудничать с Меркель (по этой версии, Шредер отказался от поста вице-канцлера), то ли по условиям коалиционного соглашения.

После этого Шредер отдалился от политики и стал работать в нефтегазовом бизнесе: эта его карьера оказалась тесно связана с Россией. В конце 2005 года экс-канцлер стал председателем наблюдательного совета «Северо-европейской газопроводной компании», которая начала работу над проектом транспортировки российского газа в Европу «Северный поток», а в 2006 году - возглавил комитет ее акционеров. Соглашение о прокладке по дну Балтийского моря трубопровода, стоимость которого оценивалась в 4,7 миллиарда долларов, было подписано Шредером и Путиным в сентябре 2005 года – незадолго до поражения социал-демократов на выборах. Именно от Путина исходила инициатива приглашения Шредера в руководство компании[70].

Принятие им предложенной оплачиваемой должности в консорциуме, где доминирует «Газпром», вызвало критику общества и партий в Германии, негативную реакцию немецкой и зарубежной прессы. Критики указывали на то, что Шрёдер занял видный пост в компании-операторе СЕГ спустя всего 5 месяцев после того как правительство Шредера договорилось с Россией о строительстве этого газопровода. Лидер Свободной демократической партии Германии (FDP) Гидо Вестервелле обвинил Шрёдера в коррупции, в связи с чем Шрёдер добился судебного решения, запрещающего Вестервелле делать такого рода высказывания[71].

Газета «DerTagesspiegel» выразила мнение, что Шрёдер назначил досрочные выборы на сентябрь для того, чтобы успеть довести до конца проект СЕГ и обеспечить там себе выгодную должность. И действительно, соглашение о СЕГ было подписано всего за десять дней до выборов. Кроме того, Шрёдера обвинили в том, что он собирается выступить в качестве прикрытия для легализации российских активов сомнительного происхождения[72].

Как пишет интернет-издание ej.ru, давно уже западные политики такого уровня не попадали по доброй воле в столь грязную историю. Судите сами, несколько месяцев назад Шредер, как руководитель суверенного государства вел переговоры с лидером другого государства о некоем совместном проекте. И никто не рискнул бы усомниться тогда в том, что он стремился достичь договоренности на максимально выгодных условиях для Германии.

Однако все выглядит совсем иначе, если, уйдя в отставку, он занимает одну из высших должностей в консорциуме, который создан для реализации этого проекта и который контролируется другим государством. Как ни крути, возникают подозрения, что для Шредера в ходе переговоров были важны не столько интересы родной Германии, сколько перспективы занять высокую должность в корпорации, которая согласно планам его друга, а теперь уже и куратора Владимира Путина, станет крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу[73].

В середине декабря 2005 вопрос о назначении Шрёдера был вынесен на обсуждение в бундестаге. Представители правящей коалиции потребовали от него представить общественности все подробности соглашения о строительстве СЕГ.

Председатель фракции партии «зелёных» в бундестаге Фриц Кун обвинил Шрёдера в намерении «поддерживать управляемую демократию и ущербное демократическое общество в России».

20 декабря 2005 канцлер Ангела Меркель в интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» заявила, что не была в курсе готовящегося назначения до того, как об этом сообщили СМИ. По её мнению, это решение лежит вне политической сферы, однако оно может создать проблемы в отношениях Германии с Польшей и странами Балтии.

В газете The Washington Post решение Шрёдера было названо «политическим предательством»[74].

3.2 Позиция Ангелы Меркель и российских властей

С приходом Меркель к власти наблюдатели ожидали существенных перемен внешнеполитического курса ФРГ по сравнению с временами Шредера. В частности речь шла о германо-российских отношениях: новый канцлер была значительно более скептически настроена в отношении России, нежели Шредер – большой друг президента Владимира Путина.

В предвыборный период, когда Меркель развернула бурную деятельность как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим вопросам (в частности провела встречу с президентом Франции Жаком Шираком), ее сторонники давали понять, что не стоит ждать сохранения особых отношений с Россией. В целом Меркель считалась сторонницей скорее проамериканского курса. Она, в частности, в отличие от Шредера, поддержала США в 2003 году перед началом войны в Ираке. В то же время Меркель выступала также и с утверждениями о необходимости партнерства с Россией – об этом она говорила в 2002 году во время своего визита в Москву, где встречалась с Путиным[75].

Германо-российское партнерство в области энергетики обсуждалось в октябре 2006, на шестой за этот год встрече германского канцлера с президентом Путиным. Как отмечали осенью 2006 года наблюдатели, критика Меркель в отношении России носила довольно умеренный характер и не препятствовала дальнейшему развитию стратегического сотрудничества двух стран. В частности в ходе санкт-петербургского саммита Меркель наряду с другими лидерами воздержалась от открытой критики российского руководства в связи с ситуацией в области прав человека и развитием демократических институтов в России. Канцлер заявила тогда о праве каждой страны на самостоятельный выбор пути своего развития[76].

Канцлер Германии Ангела Меркель, выступая на весенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в 2009 году, заявила, что проект «Северный поток» чрезвычайно важен не только для Германии, но и для Европы в целом. По ее мнению «стратегически важный для Европы проект «Северный поток» должен быть доведен до конца и нет смысла бесконечно дискуссировать о его целесообразности».

ФРГ заинтересована в строительстве газопровода «Северный поток» так же, как и другие страны Европы, сказала Меркель. «Германия привержена проекту «Северный поток», нам нужен этот проект», – отметила она на пресс-конференции по итогам российско-немецких межгосударственных консультаций. По её словам, «это важно не только для Германии, но и многих других европейских стран». «Такие меры направлены на достижение энергоэффективности», – подчеркнула Меркель[77].

Меркель не считает, что проект газопровода «Северный поток» противоречит другим проектам газопроводов, и отмечает важность его реализации.

«Не надо смотреть на это (проект «Северный поток») как на какое-то противоречие, как на какой-то антагонизм к другим трубопроводам», - сказала Меркель на пресс-конференции по итогам российско-германских межгосударственных консультаций в Мюнхене в июле 2009 года.

«Мы сегодня говорили о том, что проект «Северный поток» имеет большое значение, что Германия и Россия выступают за то, чтобы необходимые разрешения были даны, поскольку этот проект необходим стратегически, и его нужно реализовать», - сказала Меркель.

По словам канцлера ФРГ, она относится к тем, кто не усматривает противоречий в реализации различных проектов в этой сфере.

«Набукко» - это один проект, «Северный поток» - это другой проект. Если посмотреть на ту необходимость в потреблении, которая будет в Европе в ближайшее десятилетие, то существует большое количество возможностей в торговле между РФ и Европой, между Россией и Германией», - сказала Меркель[78].

Идея «Северного потока» появилась еще в 1997 году с целью экономии средств, но тогда от этой идее отказались из-за ее дороговизны. Однако, после газовых конфликтов с Украиной, решение о строительстве «Северо-Европейского газопровода» было окончательно принято. Весь ход работ проходил под контролем непосредственно президента, а после 2008 года премьер-министра В.В. Путина, поскольку этот проект имеет огромное значение, как для России, так и для ее европейских партнеров и является стратегическим элементом в энергобезопасности Европы.

«Северный поток» дался нам большой кровью. И вот «процесс пошел» – сказал на заседании правительства Владимир Путин.

С прокладкой «Северного Потока» из России непосредственно к своим основным клиентам в Германии и со стабилизацией договоренностей о транзите через территорию Украины вероятность того, что поставки «Газпрома» в северную Европу будут сорваны, становится очень мала. «Северный Поток» позволит Москве использовать более гибкую «газовую дипломатию» и существенно уменьшить уязвимость поставок в случае нарушения договоренностей транзитной страной, как это происходило в последние годы с Украиной.

«Альтернативные газотранспортные системы – это не наше требование обойти Украину, а создание дополнительных инфраструктурных возможностей для дополнительных объемов прокачки газа западным потребителям», - заявил Путин.

Он отметил, что Россия в эти проекты вложила немалый политический ресурс и готова вкладывать немалые средства. Путин сказал, что это не только российский проект, а проект международный, с участием ряда европейских стран – Нидерландов, Германии, Франции и других стран.

По его словам, уже заключены контракты на поставку газа именно этими странами. Также он сообщил, что с 1 апреля начнется строительство подводной части «Северного потока».