Смекни!
smekni.com

Современные направления деятельности транснациональных банков (стр. 20 из 23)

Одним неприятным последствием трансформации банковского рынка, причина которого часто заключается в прямых иностранных инвестициях, является то, что банки, остающиеся собственностью государства, часто оказываются позади. Государственные банки, дела у которых идут лучше всего, как правило, приватизируются первыми. Санация и продажа специализированных банков, например, кредитующих сельское хозяйство, может оказаться нелегкой задачей, однако, и коммерческие банки, не специализирующиеся на какой-либо отрасли, например, Kommerchni Bank в Чешской Республике, могут оказаться настолько обремененными сомнительными кредитами, что продать их в нынешнем состоянии весьма затруднительно, как чешское правительство выяснило для себя в этом году.

С точки зрения кредитного качества, приток инвестиций часто приводит к определенному повышению кредитного качества приобретенного банка. В некоторых случаях, присваивая рейтинговые значения банкам в Венгрии, Польше и странах Балтии, агентство Standard & Poor's шло на повышение ранее присвоенных рейтингов в связи с приобретением контрольного пакета акций, как правило, более 51%. В ходе анализа учитывается ряд факторов, в частности, сведения о поддержке своих филиалов банком-инвестором, его опыт управления иностранными инвестициями, готовность предоставлять дополнительные капитальные ресурсы, а также степень стратегической и тактической интеграции операций приобретенного банка в общую деятельность банка-покупателя. С другой стороны, в большинстве случаев повышение банковских рейтингов было довольно ограниченным. С точки зрения Standard & Poor's наличие контрольного пакета акций не означает, что материнский банк автоматически окажет поддержку своей аффилиированной структуре, если у той возникнут затруднения. Недавнее принудительное введение внешнего управления в чешском банке IBP, описанное ниже, подтверждает эту точку зрения.

В некоторых очень редких случаях прямые инвестиции в банки развивающихся стран, соседствующих с развитыми государствами Европы, оказали влияние на рейтинги банков-инвесторов, чья деятельность на рынках их собственных стран в целом находится в стадии подъема в силу благоприятных экономических условий и конъюнктуры банковского рынка, превалирующей в Европе и США. В настоящее время размеры финансовых учреждений в рассматриваемых странах малы по сравнению с Западной Европой и США. Поэтому UniCredito смог купить контрольный пакет акций Pekao, который контролирует 20% банковского рынка Польши, крупнейшего в Центральной и Восточной Европе, немногим более чем за 1 миллиард долларов США. В большинстве случаев банки-инвесторы располагают средствами, достаточными для поддержания новых структур. Только в случаях с KBC Bank (описан ниже) и испано-латиноамериканской банковской группой BSCH агентство Standard & Poor's непосредственно связало понижение кредитного рейтинга с прямыми инвестициями в банки развивающихся стран.

Неприятным риском, связанным с тенденцией развития прямых иностранных инвестиций, является то, что высокие нормы прибыльности на банковских рынках развивающихся стран, упоминавшиеся ранее в настоящей статье, зачастую оказываются эфемерными. Приток прямых иностранных инвестиций на банковские рынки развивающихся стран пришелся как раз на то время, когда иностранные банки активно расширяли свою деятельность по обслуживанию клиентов - юридических лиц через филиалы и дочерние общества в таких странах, как Болгария, Чешская Республика, Венгрия, Казахстан и Польша. Зарубежные филиалы иностранных банков часто <снимают сливки> и снижают нормы доходности в отношении наиболее кредитоспособных предприятий-клиентов. Сплошь и рядом сами рынки, на которых банки-инвесторы намереваются расширять свою деятельность, теряют свою привлекательность с наплывом новых участников из-за ужесточающейся конкуренции и снижающихся показателей доходности. На графике ниже представлена кривая изменения чистых показателей прибыльности на банковских рынках развивающихся стран, ставших объектами массовых вливаний иностранных инвестиций. Банковские сектора пяти стран, представленных на графике, - Аргентины, Чили, Чешской Республики, Венгрии и Польши - характеризуются тем, что от одной трети до двух третей всех банковских активов контролируются иностранными банками-инвесторами. В этих странах за приходом на рынок значительного количества иностранных инвесторов последовало существенное снижение чистых показателей процентной маржи. Несмотря на то, что банки, перейдя к новым владельцам, часто предлагают новые расценки и услуги и прилагают усилия к сокращению накладных расходов, чтобы скомпенсировать сокращение процентной маржи, банковские показатели прибыльности явно упали с приходом в сектор иностранного капитала. Справедливости ради надо отметить, что и другие факторы, особенно снижение уровней инфляции и реальных процентных ставок, также оказали влияние на сокращение показателей доходности в некоторых развивающихся странах.

Такая ситуация приводит к тому, что банки оказываются менее защищенными от еще одного риска для их кредитного качества, поскольку снизившиеся показатели оходности ограничивают их способность покрывать кредитные убытки на постоянной основе. Кроме того, кредитные риски на некоторых недавно образовавшихся рынках, особенно в странах экономики переходного периода, могут быть очень высокими. Если в ставки кредитования не будет заложена достаточная премия за риск, это может привести к тяжелым убыткам в том случае, если обстоятельства будут неблагоприятными. Возникает очень важный вопрос: что случится во время следующего спада?

Чешский пример

Чешская Республика являет собой хороший пример того, в какой штопор могут войти новые банковские рынки, особенно в странах экономики переходного периода. В этой стране процессы реформирования законодательства о банкротстве и приватизации крупнейших банков страны шли медленно. Правительственный план приватизации Komercni Banka, крупнейшего учреждения, кредитовавшего юридических лиц в Чешской Республике, откладывался несколько раз в связи с проблемами руководства банком и казавшимся не поддающимся оценке грузом безнадежной задолженности на балансе банка. Konsolidacni Banka, обходной вариант, созданный правительством для выкупа невозвращенных ссуд у государственных банков, едва справляется с огромным количеством проблемных активов, включая безнадежную задолженность Ceska Sporitelna, изъятую для облегчения его продажи Erste Bank 'у в рамках приватизации. Рисковая продажа принадлежащих KBC Bank оцениваемых в 1,4 миллиарда долларов США 66% акций CSOB, 19% ссуд которого по-прежнему оцениваются как нестандартные, сомнительные и безнадежные, выглядит все менее и менее привлекательной. Фактически, приобретение CSOB и тот отрицательный эффект, который эта операция возымела на характеристики кредитного риска KBC Bank, стали основным фактором понижения рейтинга KBC Bank 'а с <АА->/<А-1+> до <А+> <А-1>в 1999 г. Даже GE Capital, всемирный авторитет в области лизинга, испытывает трудности на чешском банковском рынке со своим убыточным дочерним банком GE Capital Bank.

Однако, самым показательным примером в Чешской Республике является Investicni a Postovni Banka (IPB) (рейтинг не присваивался), в котором чешскими властями в июне 2000 г. было в принудительном порядке введено внешнее управление из-за испытываемых банком тяжелых проблем с ликвидностью и качеством активов. 44% акций IPB либо принадлежат Nomura Securities, либо контролируются этой компанией. В течение нескольких дней после введения внешнего управления Чешский Национальный Банк объявил, что все активы и пассивы IPB были проданы CSOB, 82,34% акций которого принадлежат группе KBC. После этого объявления Standard & Poor's поместил долгосрочный рейтинг KBC Bank (<А+>), а также долго- и краткосрочный рейтинги CSOB (<ВВВ->/<А-3>) в список CreditWatch с негативными прогнозами, что отражает потенциальные риски приобретения проблемной собственности на сложном банковском рынке Чешской Республики. Nomura Securities не захотела рекапитализировать средства и фактически выкупить IPB: это показывает, что контрольный пакет из 44% акций не гарантирует поддержки в трудные времена. Банк IPB не пострадал, а укрепился

История банка начиналась как история государственного финансового учреждения. При проведении приватизации собственность государства была выкуплена. Одним из крупнейших акционеров банка стала японская финансовая группа Nomura. В последнее время дела банка пошли неважно: Чешский Народный банк усмотрел нарушения в работе банка (невыполнение некоторых банковских нормативов) и заподозрил это учреждение в содействии утечке капитала за рубеж. Кстати, в Японии Nomura также была замечена (несколько лет назад) в финансовых операциях аналогичного характера.

Результатом нестабильности стал массовый отток депозитов и других вкладов физических и юридических лиц. Приблизительно 5 дней банк балансировал между работой и закрытием. Руководство Чешского Народного банка было вынуждено ввести государственное управление в банке с целью его стабилизации. На сегодняшний день принято решение о постепенном слиянии банка IPB с Ceskoslovenska Obchodni Banka (CSOB). Таким образом, благодаря заботе государства был выбран компромиссный вариант, а вкладчики банка IPB не пострадали.