Смекни!
smekni.com

История экономики (стр. 2 из 9)

2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современная цивилизация).

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.

Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

Культура (от латинского cultika – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) ‑ исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях.

Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) ‑ наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.

Для исторической науки главным является изучение конкретной истории общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории общества.

Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая культура – это один из важнейших критериев развития цивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

3. Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л. Моргана, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Маркса.

В современной науке существуют различные подходы к оценке истории человечества и его экономической истории. Многое зависит от общих философско-мировоззренческих основ, которых придерживается тот или иной автор, от того, к какой экономической школе он принадлежит. Большинство признает преемственность в развитии и существование всемирно-исторического процесса, а в этой связи и прогресс, другие это отрицают. Одни придерживаются мнения об эволюционистском пути развития, другие подчеркивают значение революционного пути.

Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех критериев, которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу критерии общественно-экономического развития и отстаивать марксистский формационный подход, можно брать критерием технологическое развитие, можно брать духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет корректировать периодизацию.

Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять главных целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969 г. Я. Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную утопию. Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие:

сохранение международного мира,

максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости и равновесии денежной системы,

улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами,

эмансипация групп, не пользующихся равноправием,

возможно большая индивидуальная свобода.

4. Достижение человечеством таких определенных ценностей стало возможным благодаря его постоянной борьбе за решение основных экономических, социальных и политических вопросов. Экономическая сфера – борьба за экономическую эффективность. Социальная – постоянная, длительная и успешная борьба за достижение социальной справедливости. Политическая – постоянная, длительная и успешная борьба за развитие демократии, ее институтов, гарантию прав человека и реализацию человеком своих свобод, возможностей и способностей.

- Подробнее смотри: 1, 2, 3, 7.

Тема 2. Становление центральноуправляемого типа хозяйства в странах Древнего Востока

Основные вопросы темы

1. Ведущие экономические школы об экономической истории, ее периодизации и роли в государственном регулировании. Концепция В. Ойкена о реальных типах хозяйства.

2. Основные этапы развития хозяйства, материальной культуры и возникновение древнейших цивилизаций.

3. Экономическая основа древневосточных форм политического правления. Социум и индивид в условиях деспотии.

1. Во главе экономического, социального, политического и, в целом, исторического развития стоят страны европейской цивилизации. Почему? Ответ, видимо, лежит на поверхности: успешное «капиталистическое» развитие. «Капитализм», который в определенный момент стал сильнейшим катализатором. Начало этому было положено в Западной Европе в Новое время.

Но что такое капитализм? Капиталистическая система? Именно как система? Уже в этом вопросе различные экономические школы расходятся. Происхождение слова «капитализм» от слова «капитал», т.е. самовозрастающая стоимость. Французский экономист М.Фламан определяет «капитализм» как экономическую систему, основанную на свободе предприятий и рынке. Это, безусловно, правильно, но главное – переход от системы внеэкономического принуждения к экономическому, который произошел с наступлением «капитализма».

Однако такой переход, создание такого экономического механизма и достижение, таким образом, его долгосрочной, оптимальной эффективности невозможно без радикальнейших, в то время революционных применений в социально-политической сфере. Почему? Т. к. максимума данная система достигает тогда, когда она ориентирована на включение в себя каждой отдельно взятой личности. Главной чертой «капиталистической» системы является то, что основным субъектом экономической, социально-политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность. Таким образом, с одной стороны, она стремится к наиболее полной либерализации и реализации своей свободы, с другой – это ведет к увеличению ее ответственности.

Экономический либерализм – основа деятельности субъектов экономического механизма капиталистической системы.

А какую роль в формировании и развитии этой тесно взаимосвязанной структуры «экономика – личность, общество» сыграла и играет свободно-рыночная система? Значительную помощь в усвоении данного вопроса имеет ознакомление с концепцией В. Ойкена о реальных типах хозяйства. Анализ данного вопроса помогает отчасти лучше понять две центральные для многих исследователей проблемы:

1) Почему «капитализм» как система зародился и получил развитие впервые именно в Европе?

2) Почему «капитализм», неизбежная гибель которого была научно доказана основоположниками марксизма, до сих пор существует?

Для понимания этих проблем необходимо кратко ознакомиться с вопросом возникновения цивилизаций.

2. Хозяйство и материальная культура составляют экономический базис общества, его основу, определяющую вместе с другими социально-экономическими явлениями характер и уровень развития общества, его организацию, семью и семейные отношения, все другие институты.

Можно выделить основные этапы ее развития (по Моргану – Энгельсу): эпоха дикости, эпоха варварства, эпоха цивилизации. Марков представляет очень рациональную рабочую гипотезу периодизации ранних этапов развития материальной культуры:

1. Древнейший этап (длился 1,5‑2 млн. лет).

Начальные фазы антропогенеза. Складываются зачатки хозяйства и материальной культуры, приспособление к окружающей среде мало отличалось от животного. Это – время предыстории хозяйства и материальной культуры.

2. Ранний палеолит (значительная часть каменного века – длился около 1 млн. лет).

Охота, собирательство. Примитивные орудия труда. Простейшие, чрезвычайно медленно развивающиеся хозяйственные навыки. Это – примитивно-присваивающий этап и средняя ступень

3. Поздний палеолит, мезолит, в некоторых областях весь неолит.

Появление человека современного вида, ранние этапы его истории. Принципиально новые пути развития хозяйства и материальной культуры. Главное – быстрое развитие новых отраслей хозяйства, хотя продолжались охота, собирательство, рыболовство. Это – развитое присваивающее хозяйство и высшая ступень дикости.