Смекни!
smekni.com

Факторинг (стр. 9 из 9)

Если обстоятельства, предоставляющие право должнику не оплатить переус­тупленное требование, были неизвестны клиенту в момент переуступки требова­ния, то его ответственность наступает лишь при наличии в договоре условий о праве регресса финансового агента к клиенту. В этом случае, как правило, предус­матривается неполная предварительная оплата суммы требования (например, 80 процентов). Остаток суммы выплачивается после совершения должником платежей по переуступленному требованию.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБ УСТУПКЕ ДЕНЕЖНОГО ТРЕБОВАНИЯ

Статьи 828 и 829 ГК РФ касаются только вопросов об уступке денежного требования, а статьи 830—832 — прав и обязанностей сторон данного денежного обязательства.

Рассмотрим их кратко в порядке их нумерации в Кодексе. Уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении (п. 1 ст. 829 ГК РФ).

Положение, установленное п. 1 ст. 829 ГК РФ, не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником в связи с уступкой требования в нарушение существующего между ними соглашения о ее запрете или ограниче­нии (п. 2 ст. 829 ГК РФ).

Основная мысль ст. 829 ГК РФ такова: наличие условий о запрете переуступки денежного требования не освобождает должника от обязанности совершить пла­теж финансовому агенту. При этом не теряют юридической силы условия об обя­зательствах либо ответственности клиента перед должником в случае переуступки денежного требования:

По договору цессии (п. 2 ст. 382 ГК РФ) действует обратное правило: переход прав кредитора к другому лицу является недействительным.

Если договором финансирования под уступку денежного требования не пре­дусмотрено иное, последующая уступка денежного требования финансовым аген­том не допускается.

В случае, когда последующая уступка денежного требования допускается до­говором, к ней соответственно применяются положения главы 43 ГК РФ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНИКА И ФИНАНСОВОГО АГЕНТА

Должник несет определенные обязанности и имеет немалый круг прав. Так, должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финан­совый агент, которому должен быть произведен платеж.

В случае обращения финансового агента к должнику с требованием произве­сти платеж должник вправе в соответствии со статьями 410—412 ГК РФ предъя­вить к зачету свои денежные требования, основанные на договоре с клиентом, которые уже имелись у должника ко времени, когда им было получено уведомле­ние об уступке требования финансовому агенту (п. 1 ст. 832 ГК РФ).

Требования, которые должник мог бы предъявить клиенту в связи с наруше­нием последним соглашения о запрете об ограничении уступки требования, не имеют силы в отношении финансового агента (п. 2 ст. 832 ГК РФ).

При применении п. 2 ст. 832 ГК РФ следует иметь в виду следующее обстоятельство. При осуществлении должником платежа финансовому агенту он вправе зачесть свои денежные требования к клиенту, если эти денежные тре­бования уже имелись у должника к моменту, когда должник узнал об уступке требования финансовому агенту. Данное правило следует учитывать, когда финансовый агент покупает у клиента денежное требование без права регрес­са, если полученные им суммы окажутся меньше выплаченных за переуступ­ленное требование.

Должник не вправе, в случае нарушения клиентом своих обязательств по договору, заключенному с должником, требовать от финансового агента воз­врата сумм, уже уплаченных ему по перешедшему к финансовому агенту тре­бованию, если должник вправе получить такие суммы непосредственно с кли­ента.

Должник, имеющий право получить непосредственно с клиента суммы, уп­лаченные финансовому агенту в результате уступки требования, тем не менее вправе требовать возвращения этих сумм финансовым агентом, если доказано, что последний не исполнил свое обязательство осуществить клиенту обещанный платеж, связанный с уступкой требования, либо произвел такой платеж, зная о нарушении клиентом того обязательства перед должником, к которому относится платеж, связанный с уступкой требования.

Права и обязанности финансового агента имеют несколько «усеченный» ха­рактер по сравнению с правами и обязанностями клиента.

Финансовый агент обязан, по просьбе должника и в разумный срок, предста­вить должнику доказательство того, что уступка денежного требования финансо­вому агенту действительно имела место. Если финансовый агент не выполнит эту обязанность, должник вправе произвести по данному требованию платеж клиенту во исполнение своего обязательства перед последним.

Исполнение денежного требования должником финансовому агенту, п. 3 ст. 830 ГК РФ, освобождает должника от соответствующего обязательства перед кли­ентом.

Если по условиям договора финансирования под уступку денежного требо­вания финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование (п. 1 ст. 831 ГК РФ). Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения перед ним обязательства клиента и договором финансирования под уступку требования не предусмотрено иное, финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Если денежные сред­ства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга (п. 2 ст. 832 ГК РФ).

Договор финансирования под уступку денежного требования бывает двух ви­дов. В первом случае клиент уступает финансовому агенту за оговоренную сумму денежное требование. Финансовый агент приобретает право на все суммы, кото­рые он получит от должника, даже если платеж последнего значительно превыша­ет сумму выплаты финансового агента клиенту. Однако финансовый агент несет риск того, что платеж должника не покроет его расходы за переуступленное тре­бование.

Если финансовый агент не желает рисковать, заключается договор другого вида. Клиент берет на себя риск того, что должник не выполнит полностью свои обязательства и остаток по долгам он (клиент) будет выплачивать финансовому агенту.

Завершающей статьей главы 43 Гражданского кодекса РФ является ст. 833 под названием «Возврат должнику сумм, полученных финансовым агентом».

Поскольку всякое текстовое искажение содержания любой правовой нормы является недопустимым, приводим ст. 833 ГК РФ дословно:

«В случае нарушения клиентом своих обязательств по договору, заключен­ному с должником, последний не вправе требовать от финансового агента возврат сумм, уже уплаченных ему по перешедшему к финансовому агенту требованию, если должник вправе получить такие суммы непосредственно с клиента» (п. 1 ст. 833 ГК РФ).


«Должник, имеющий право получить непосредственно с клиента суммы, уплаченные финансовому агенту в результате уступки требования, тем не менее вправе требовать возвращение этих сумм финансовым агентом, если доказано, что последний не исполнил свое обязательство осуществить клиенту обещанный пла­теж, связанный с уступкой требования, либо произвел такой платеж, зная о нарушении клиентом того обязательства перед должником, которому относится платеж, связанный с уступкой требования» (п. 2 ст. 833 ГК РФ).

Кратко характеризуя смысл она, подчеркнем, что она носит трехсторон­ний характер отношений при проведении факторинговых операций. Основная идея данной статьи заключается в том, что ст. 833 ГК регламентирует взаимо­отношения сторон в том случае, когда в результате нарушения клиентом своих обязательств перед должником у последнего наступает право требовать возврата уже уплаченных сумм. В положениях статьи ярко выражена приоритетность от­ношений, обусловленных уступкой требования, по сравнению с первоначаль­ным обязательством.

Итак, ценность договора факторинга очевидна. Этот вид договора позволя­ет кредиторам, в том числе крупным, включая естественные монополии (же­лезные дороги, судовладельцы, оптовые фирмы и т.п.), постоянно имеющим дело с большим числом должников, освободиться от трудоемкой работы по получению от них платежей, продав или передав соответствующие требования специализированной фирме — финансовому агенту — за комиссионное или иное вознаграждение.