Смекни!
smekni.com

Экономика переходного периода (стр. 4 из 7)

По мнению отдельных авторов, переходному периоду от командной системы к рыночной присущ системный, трансформационный кризис. Действительно, это положение отражает очень существенную черту сов­ременного кризиса, его важное содержание, ибо речь идет о переходе от одной экономической системы к новой, о трансформировании командной экономики в рыночную. Но, по нашему мнению, и такая характеристика нынешнего кризиса не является полной, ибо замена системы яе исчерпы­вает содержания этого переходного периода. Ведь он происходит тогда, когда развитые страны переходят от индустриальной к постиндустриаль­ной стадии развития. Как уже было показано, Украина находится на его индустриальной стадии. И чтобы вступить в мировое сообщество, обеспе­чить для людей достойные условия труда и жизни, необходимо преодо­леть отставание, перейти на новый технологический способ производст­ва, на новую стадию социально-экономического развития. Поэтому есть все основания характеризовать современный экономический кризис как стадиальный, поскольку он связан с НТР, с переходом на принципиаль­но новые технику и технологию, на новую, постиндустриальную, стадию развития. Сложность стадиального кризиса означает, что выход из него предполагает взаимоувязанную систему мер.

Прежде всего, это преодоле­ние спада производства и инфляции, обеспечение не только финансовой, но и общеэкономической стабилизации как предпосылки для экономиче­ского роста, для обновления основного капитала. Нетрудно видеть, что этот блок мер применяется для преодоления циклического кризиса.

Вместе с тем должны осуществляться меры по преобразованию про­изводственных отношений, свойственных для командной системы, в сис­тему отношений рыночной экономики. Это — разгосударствление, при­ватизация и демонополизация экономики. И здесь мы видим, что речь идет о системе мер, способных обеспечить выход из системного кризиса, трансформирование командной экономики в рыночную. И наконец, на­ряду с указанными элементами, стадиальный кризис включает в себя еще и перестройку структуры экономики на основе перехода на новый технологический способ производства, на постиндустриальную стадию общественно-экономического прогресса.

Следовательно, преодоление экономической изоляции Украины, вхо­ждение ее в международное общественное разделение труда, создание открытой рыночной национальной экономики определяют глубокое вза­имодействие общего и особенного, общечеловеческого и национального. Это составляет одну из принципиальных черт переходного периода и свойственной для него переходной экономики. Задача заключается в том, чтобы учесть тенденции и закономерности мирового общественно-эконо­мического прогресса и реализовать их применительно к специфике исторического и социально-экономического развития нашей страны. Ввиду этого, важно помнить, что Украина отстала на целую технологическую эпоху, находясь на индустриальной стадии развития. Поэтому, чтобы стать полноправным членом мирового сообщества, чтобы занять в нем достойное место, необходимо перевооружить производство на основе но­вейших техники и технологии, то есть перейти на новый технологический способ производства. Только в этом случае будут созданы условия для всестороннего развития человека, обеспечен приоритетный рост соци­альной сферы, а также условия труда и жизни, соответствующие новой стадии социально-экономического развития.

Развитые страны, успешно осуществляющие переход на постиндуст­риальную стадию, добились существенных изменений во всех сферах об­щественной жизни. Это не капиталистические страны XIX или даже I половины XX в., а общество качественно нового типа. Глубокие измене­ния в технике и технологии, в соотношении умственного и физического труда на основе преобразования трудового процесса информатикой и ав­томатизацией существенно изменили положение и роль лиц наемного труда в обществе. Этому способствовали значительное распространение групповых и коллективных форм собственности и соответствующее умень­шение частного индивидуального присвоения. Произошли становление механизмов регулирования экономики, сочетающие в себе преимущества конкуренции рыночного типа с надежным государственным регулирова­нием макроэкономических процессов, а также утверждение и рост роли “гражданского общества” в разработке программ государственной стра­тегии. Это находит проявление в распространении гражданских движе­ний типа экологических, потребительских, пацифистских и др., которые не носят классового характера. И наконец: возрастают роль и значение в жизни общества универсальных принципов гуманизма, причем как во внутренней, так и в международной жизни, в поведении государств. Не случайно часто отмечают, что в развитых странах больше социализма, чем в странах, которые называли себя “социалистическими”. Именно по­этому общество развитых стран нередко называют “социализированным капитализмом”. Конечно, было бы неправильно идеализировать это об­щество. Каждый, кто побывал в развитых странах, видел его беды и несправедливость. Но было бы еще хуже не видеть и не оценивать сдви­гов, которые произошли, кстати, на наших глазах и обеспечили высо­кий уровень жизни, демократические свободы, гуманное отношение к человеку.

Переход к постиндустриальному обществу показал не только то, что капиталистические страны все больше “отходят” от классического капи­тализма, но и то, что в них постепенно, но неуклонно формируется каче­ственно новое общество. Если для прошлой эпохи свойственна четкая оп­ределенность форм присвоения (в капиталистических странах — частная, в так называемых “социалистических” — общественная), то для нового общества — соответственно, плюрализм форм собственности, когда ря­дом существуют ее государственная, частная и коллективная формы и их производные. То же самое мы видим и в отношении форм развития: рань­ше как противоположные выделялись его стихийная форма, свойствен­ная для капиталистических, и планомерная, свойственная для социалис­тических стран. Планомерность выдавалась как высшее достижение об­щественно-экономического прогресса. На самом же деле единый дирек­тивный народнохозяйственный план, который должен был реализовать планомерность, служил способом функционирования административно-командной системы, с ее глубокими недостатками — “производством ради производства”, общим и хроническим дефицитом, грубыми диспропорци­ями, невосприимчивостью к достижениям НТП, а значит — низкой эф­фективностью. Опыт показал: современный рынок нельзя отождествлять со стихией, ибо он находится под регулирующим влиянием государства, осуществляющего и гибкое индикативное планирование. Сочетание ры­ночного механизма с государственным регулированием и планированием обеспечивает высокую эффективность функционирования экономики.

Все это убедительно свидетельствует, что формационный подход, ко­торый сыграл и сегодня может играть определенную роль, нельзя аб­солютизировать. В современном обществе вместо однозначности фор,м собственности и форм развития утвердились их многообразие и многоук-ладность, возросла роль общеэкономических и общечеловеческих ценнос­тей. Вот почему Президент Украины подчеркивает: “Наша цель — ут­верждение в Украине демократического, социально ответственного, со­лидарного общества, общества, которое будет основываться на историче­ских традициях и менталитете нашего народа, на наработанных совре­менной цивилизацией общечеловеческих ценностях, общества, которое будет постепенно избавляться от традиционно классово-формационных признаков, органично сочетать в себе труд, талант и капитал, общества, где каждый гражданин сможет реализовать в полной мере свои способ­ности и личности, общества, которое на деле будет обеспечивать права и свободы каждой личности”.

3. Модели переходной экономики

Разнородность переходной экономики, когда сосуществуют и взаимодействуют элементы и связи старой и новой систем, а также огромная роль политики обусловливают альтернативный, вариантный харак­тер ее развития и открывают широкий выбор перспектив: от превраще­ния в отсталую развивающуюся страну, с ее зависимым, полуколониаль­ным положением, до пополнения числа новых индустриально развитых стран. Выбор зависит от соотношения общественно-политических сил, понимания государственным руководством особенностей переходного пе­риода, его умения и настойчивости в проведении политики. Сегодня уже есть ряд моделей становления рыночной экономики — в зависимости от ” уровня развития стран, что, в свою очередь, обусловливает разную степень регулируемости экономики, различные уровни социализации и де­мократизации общественной жизни.

Это—модель “рыночного социализма”, которая применялась в свое время в Югославии и Венгрии (этого же типа модель, хотя существенно отличающаяся от югославской и венгерской, успешно используется в Ки­тае и Вьетнаме); модель “бархатной революции” в Чехословакии; мо­дель “шоковой терапии” в Польше и странах СНГ. Если первая модель характеризуется постепенностью преобразований, ведущей ролью госу­дарственного руководства и управления всеми процессами, то модель “шоковой терапии” — попыткой быстро (к тому же, административными методами) разрушить старую, командную, систему и ввести рынок, ры­ночные отношения. Модель “бархатной революции” определяется не то­лько постепенностью трансформирования, но и более “мягким”, спокой­ным переходом от централизованного регулирования к рыночному ме­ханизму.