Смекни!
smekni.com

Экономика переходного периода (стр. 6 из 7)

Или взять “контроль за ценами и зарплатой”. Действительно, в быв­шем Союзе этот контроль был, но он был жестким и административным:

низкие цены — низкая зарплата. А может, автор слышал, что в разви­тых странах установлены минимальные почасовые ставки оплаты? Причем в США она составляет 5 дол. Почему автор замалчивает такие важные вещи? Очевидно, он рассчитывает на незнание людей, на то, что разбудит старые идеологические догмы о “преимуществах социализма”.

Чрезмерное огосударствление экономики, отчуждение человека от средств производства и результатов своего труда определили недоста­точную эффективность централизованной плановой экономики, ее отста­вание от развитых стран. Несмотря на то, что неоднократно провозгла­шались лозунги “догнать и перегнать”, разрыв в уровнях развития эко­номик бывшего Союза и развитых стран оставался большим (см. табл.2).

Таблица 2

Производство ВВП в бывшем СССР, развитых и других зарубежных странах в расчете на душу населения

(дол.)

Страны Сумма Страны Сумма
Япония ..... 21040 Польша ...... 1850
США ..... 19780 Мексика ...... 1870
18530 бывший СССР ..... 1780
Югославия .... 2680 бывшая УССР ..... 1662
Лпг^атиия 2640 Чили ....... 1510
Бразилия .... 9900 Турция ....... 1230

Как видно, по уровню производства ВВП в расчете на душу насе­ления бывший СССР отставал от развитых стран более чем в 10 раз, а Украина — еще больше. Несмотря на громкие заявления о крупных ус­пехах в развитии экономики, оказывается, что бывший Союз и Украина отставали не только от латиноамериканских государств, но и от Югосла­вии и Польши.

Единая общегосударственная собственность, централизованное ди­рективное планирование, несовершенная структура и высокий монопо­лизм — все это привело советскую экономику к глубокому кризису, ко­торый проявился еще в 80-е годы, когда рост производства прекратил­ся. А вследствие непродуманной антиалкогольной кампании бывший Союз потерял 60 млрд. руб., образовался дефицит государственного бюджета. Глубокий “застой”, как мягко называли кризис, поставил быв­ший Союз в тяжелое положение. Единственное, что спасало, это экспорт нефти и газа, другого сырья, вооружений, дававший свободно конверти­руемую валюту. Но в условиях кризиса она использовалась для закупки не технологий, а товаров широкого потребления. Вполне понятно, что “проедание” богатств не могло продолжаться бесконечно.

Это тем более важно подчеркнуть, что у нас частенько встре­чаются попытки реализовать те или иные элементы системы, которая стала историей.

Поэтому вторая модель — это путь общественно-экономического прогресса, по которому развитые страны переходят в постиндустриаль­ное общество, это модель движения к социализированной экономике, ха­рактеризующейся широким применением форм собственности, которые превращают работника в хозяина, участвующего в распоряжении сред­ствами производства и результатами труда, а также в их присвоении (коллективная и кооперативная собственность, народные предприятия в пределах государственной собственности и собственности общественных организаций). Для этой модели характерны широкое применение и раз­витие отношений самоуправления, подъем роли производителя, реализа­ция на деле стратегии социального партнерства, общецивилизационных тенденций к гуманизации труда, социализации экономики, подъему бла­госостояния народа.

Сложность такого пути заключается в том, что Украина находится на индустриальной стадии. В силу этого, состояние экономик и благо­состояние народов развитых стран — это только цель, стратегические це­ли нашего развития.

Вывод

Принципиальная особенность современного переходного периода за­ключается в том, что он разворачивается в конце XX в., когда происходят глобальные процессы перехода развитых стран к постиндустриальному обществу

Развивающиеся страны тоже постепенно, но неуклонно, дви­жутся от традиционной экономики к современным формам рыночной экономики. К тому же эти государства имеют возможность реализовать и реализуют в своей практике хозяйствования определенные достижения развитых стран, свойственные для постиндустриальной стадии. Странам, переходящим от административно-командной к рыночной экономике, то­же необходимо поднять производство на современный уровень. Без этого не может быть и речи об обеспечении для народа жизненного уровня, отвечающего современным условиям мирового развития. Это обстоятель­ство определяет верхние границы переходного периода.

В содержании переходного периода переход к рыночной экономике яв­ляется более долгосрочным и масштабным этапом по сравнению с зада­чами преодоления кризисного состояния в экономике Украины. Иначе го­воря, программа преодоления кризиса — это относительно момент, доля содержания переходной экономики, причем связанная с начальным эта­пом переходного периода. Поэтому именно программа перехода к рыноч­ной экономике определяет общее содержание процесса перехода от одной экономической системы к другой.

Дело в том, что товарно-рыночные отношения характеризуют такой этап в развитии общества, когда доминируют материально-вещественные факторы, обусловливающие овеществление и самих отношений Этот этап характерен для индустриального общества. Вместе с тем индустриаль­ное общество — с характерными для него рыночными отношениями как господствующими — создает условия для нового, постиндустриального, общества, когда доминирующая роль переходит к факторам интеллекту­ально-информационного порядка На смену овеществленным отношениям людей должны прийти отношения высоко и универсально развитых лю­дей, “сбрасывающих” с себя вещественное подчинение.

В силу этого, рынок, рыночная экономика, свойственные индустри­альному обществу, выступают необходимым условием перехода общест­ва в третью, постиндустриальную, эпоху. Поэтому, как подчеркивают от­дельные авторы, рынок является обязательным моментом, но не само­целью переходной экономики. Иначе говоря, содержание переходной экономики не ограничивается задачами перехода от командной к рыноч­ной экономике. Ведь мировой прогресс показывает, что уже наступает качественно новая эпоха — постиндустриального общества.

К сожалению, в общественном сознании живет мнение, что раз не со­циализм, то мы идем к капитализму. К тому же развитие частной соб­ственности, усиление процессов социальной дифференциации в обществе являются сильными аргументами в пользу указанного вывода. Но уже здесь заключена ошибка, состоящая в отождествлении рыночных и капи­талистических отношений. Как известно, рыночные отношения существо­вали до капитализма, вместе с тем они существовали и в условиях “ди­кого” капитализма XIX в. и существуют сегодня в развитых странах. По­этому переход к рыночным отношениям не означает, какое общество бу­дет построено. Как уже говорилось, альтернативный характер переходной экономики делает возможными многообразные варианты ее развития. Но этот выбор не может не учитывать реальные традиции общественного развития. А они ныне таковы, что свидетельствуют о постепенном фор. мировании на новой, постиндустриальной, базе и нового, “посткапиталис­тического”, общества.

Следовательно, переходный период предполагает три этапа своего развития. Первый, вероятно, самый короткий, связан с выходом из кри­зиса, преодолением спада производства, стабилизацией экономики, обе­спечением экономического роста Очевидно, этот этап завершится в бли­жайшие годы. По прогнозу Правительства Украины, уже в 1996 г. про­мышленность должна вырасти на 0,6 %, а сельское хозяйство—на 0,2 %. Если это удастся, то уже в 1997 г. могут быть в основном достигнуты стабилизация экономики и ее рост.

Второй этап — это, прежде всего, преобразование производственных отношений, осуществление разгосударствления, приватизации и демоно­полизации экономики (то есть преобразование административно-команд­ной экономики в рыночную), причем не только формальное их заверше­ние, но и налажение эффективного функционирования предприятий в ру­ках новых хозяев. Эти процессы начались на первом этапе переходного периода, и для их завершения и обеспечения эффективного хозяйство­вания тоже требуется несколько лет. Иначе говоря, второй этап может не намного выйти за пределы первого.

И наконец, третий этап — это, главным образом, преобразование производительных сил, структурная перестройка экономики на основе перехода на новый технологический способ производства. Этот этап на­чинается очень медленно на первом и втором, а для своего осуществле­ния потребует, очевидно, не менее двух-трех десятилетий Ведь это чрез­вычайно сложный процесс, который очень дорого стоит. Опыт бывшей ГДР показывает, что ее объединение с ФРГ, огромные ежегодные капи­таловложения, превышающие 100 млрд. марок на протяжении 5 лет, не смогли устранить их противоположность. Еще и сегодня сохраняются су­щественные различия и в развитии производства, и в уровне доходов. Несравнимо сложнее эти проблемы для Украины Ведь мы отстаем от развитых стран на целую историческую эпоху Чтобы перейти на новый технологический способ производства, нужно перевооружить на основе новых техники и технологии все народное хозяйство Для этого необхо­димы огромные инвестиции. Вполне понятно, что, в отличие от восточных земель Германии, мы не можем рассчитывать на те объемы финансовых средств, которые вложила ФРГ в их экономику. А это значит, что и вре­мя для выполнения этой исторической задачи нам требуется намного большее, чем Германии.

Возникает вопрос с точки зрения определенных этапов переходного периода: где мы находимся? На наш взгляд, экономика Украины, ее ре­формирование не только находятся на завершении первого этапа, но и существенно продвинулись в решении задач второго этапа. Так, немало сделано в отношении финансовой стабилизации, существенно уменьшена инфляция, постепенно стабилизируется валютный курс, есть прогресс в реформировании бюджета путем разграничения полномочий и источни­ков доходов на центральном и местном уровнях. Государственный бюд­жет освобождается от не свойственных для него функций. Возрастают объемы экспорта, оптимизируется структура внешнеэкономических свя­зей и межгосударственных экономических отношений.