Смекни!
smekni.com

Теоретико-методологические аспекты анализа мирового рынка технологий (стр. 10 из 15)

Реализация собственности, подпадающей под авторское право, осуществляется по авторским договорам в строгом соответствии с законодательными нормами государств. В России регулирование осуществляется по закону “Об авторских и смежных правах”.

Технологические конструкционные секреты производства – ноу-хау - так же относятся к промышленной собственности. Основная особенность ноу-хау – защита тайной, т. е. единственная защита ноу-хау от несанкционированного использования третьими лицами заключается в обеспечении неразглашения секретов производства.

В СССР лицензионная торговля осуществлялась организацией Министерства внешней торговли –“Внешлицензионторг”. Долгосрочными проектами, типа инжиниринг (строительство, поставки комплектного оборудования), занимался Государственный комитет по внешне экономическим связям. Ежегодно оборот “Внешлицензионторга” рос на 35%. В 1985 году ГКВЭС стихийно вышел на внешний рынок с ноу-хау, передаваемыми комплексно с поставляемым оборудованием. До 80% ноу-хау передавалось безвозмездно, одна из причин заключалась в сложности выделения ноу-хау, однако 20% сделок позволили ГКВЭС в течение 3-х лет ежегодно увеличивать валютные поступления на 65%.

Основные трудности при работе с ноу-хау для российских предприятий состоят в следующем: 1. выявление ноу-хау в массе технической информации; 2. технико-коммерческое обоснование; 3. комплекс мер по обеспечению конфиденциальности; 4. технология коммерческой реализации. Данные вопросы за рубежом решаются комплексно. В штате большинства российских предприятий отсутствуют специалисты по работе с интеллектуальной собственность. Сложность заключается в том, что один человек должен обладать компетентностью в областях техники, права, экономики, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства, поскольку ноу-хау продается по всем видам коммерческих сделок и эффективность операции зависит от правильного выбора торговой стратегии.

Основные коммерческие потери российские разработчики несут от неграмотного выявления ноу-хау и неспособности сохранить его в тайне. Чрезмерная подробность в описании изобретения при составлении патентной заявки – основной путь разглашения ноу-хау. За рубежом существует устойчивая практика создания по российским публикациям техники и ее дальнейшего патентования в третьих странах. Еще одним методом разглашения является публикации статей в научно-технических журналах. Процентный состав мировых публикаций по областям техники из года в год одинаков, одинаково количество публикаций от каждой страны (за США 30-40% статей), однако по иностранным статьям создать технику невозможно, они носят чисто рекламный характер, содержат подробные писания старых образцов или целенаправленную дезинформацию. В СССР и России существует стойкая привычка публиковать исчерпывающую правду о новинках научно-технической мысли (“Наука и жизнь” озолотила не одну японскую фирму) и доверять зарубежным публикация (масса мировых публикаций о постановке двухконтурных двигателей на “Конкорд” привело к применению подобного двигателя на Ту-144, что послужило фактическому провалу советского проекта, тогда, как “Конкорд” летает через океан на одноконтурном двигателе).

По зарубежным патентам фактически невозможно ничего создать, по советским и российским можно, и можно даже создавать по авторским свидетельствам. Данное положение является результатом молчаливого согласия с нарушением собственного патентного законодательства в зарубежных государствах. По патентным законам большинства стран мира изобретение в патенте должно быть описано так полно, чтобы специалист мог его воспроизвести. Если невозможно осуществить изобретение по описанию, то патент подлежит ликвидации. В реальности – данное условие не выполняется специально, дабы не разглашать ноу-хау. Таким образом, зарубежные патенты могут служить только справочно, для определения уровня техники и направления развития, хотя существует большое количество дезинформационных патентов. По зарубежным патентам невозможно создать технику, поскольку не известно ноу-хау – грамотное составление описания изобретения в тексте патента - это способ сокрытия ноу-хау.

Еще один путь утечки технологий – промышленный шпионаж – похищение или получение технологии или ноу-хау скрытно, относительно безвозмездно и, по большей части, недоказуемо. Экономический шпионаж – является сферой тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, применение которой приносит значительные преимущества и материальные выгоды.

В Интернете можно найти рекомендации и пособия как по ведению бизнес разведки так и по созданию мер противодействия. Мной был составлен и опубликован перечень способов нелегального получения информации о своих конкурентах:

1. сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, заявления должностных лиц, отчетные публикации к юбилейным датам, статьи являющиеся опровержением каких-либо сведений распространенных об интересующей фирме;

2. использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;

3. биржевые отчеты и отчеты консультантов, финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;

4. изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);

5. замаскированные опросы и "выуживание" информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);

6. непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

7. беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека на работу в свою фирму);

8. так называемые "ложные" переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;

9. наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;

10. подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;

11. использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;

12. подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;

13. перехват электронных сообщений;

14. подслушивание телефонных переговоров;

15. кражи чертежей, образцов, документации и т.п.;

16. шантаж и вымогательство.

17. копирование;

18. подделка (модификация);

19. уничтожение (порча, разрушение) и т.д.

Известна печальная статистика, говорящая, что 25 процентов служащих предприятия готовы в любое время при любых обстоятельствах предать интересы фирмы, 50 процентов готовы это сделать в зависимости от обстоятельств и лишь 25 процентов, являясь патриотами, никогда не предадут интересы фирмы. По наблюдению психологов 10 % людей никогда не воруют, ибо это не совместимо с их моралью; 10 % людей воруют при каждом удобном случае, при любых обстоятельствах; 80 % людей, как правило, честные, за исключением тех случаев, когда предоставляется случай украсть. Данные положения необходимо всегда помнить при проведении переговоров особенно по вопросам передачи технологии, поскольку дорогостоящая документация умещается на одном оптическом диске и может быть передана противоположной стороне человеком из своей же команды переговорщиков.

Конечно же, если уровень разрабатываемой и применяемой техники отстает на 10 и более лет, то такая техника не интересует промышленных шпионов. Но если создается новая техника, технология, которая будет успешно конкурировать с продаваемой на зарубежных рынках, промышленного шпиона можно ожидать и необходимо сделать все возможное, чтобы не дать ему похитить ноу-хау.

Известны многочисленные случаи использования шпионажа против конкурентов. Так, похитив секрет антибиотика “Декламицин” у “Ледерли Лабораториз” известный промышленный шпион С.Фокс продал ноу-хау по его производству 7 фирмам только в Италии. Другой шпион псевдоним — доктор Бредли, через своих промышленных шпионов получил ноу-хау по препарату “Апролиум”, применяемому против смертельного заболевания “Курам” - “Коксидиозис”, разработанному более 200 специалистами и затратившими на его разработку 1,5 млн. долл. Им же было получено ноу-хау присадкам к автомобильным маслам, которые он успешно продал французским фирмам, получив прибыль 17.000 долл. Известны судебные иски фирм против фирм, применявших краденую технологию. Однако в своей массе подобные случаи не афишируются, поскольку судебные споры создают отрицательную рекламу производимой продукции в не зависимости от того, на чьей стороне правда.

Большое распространение получило хищение программных средств с целью их использования в своих интересах. По заявлению американских специалистов, эти хищения приняли характер эпидемии: на каждую законную копию программ, имеющую сколько-нибудь широкое распространение, существует по меньшей мере четыре копии (а, по некоторым данным, 10 и более), полученные незаконным путем.

Более того, "электронный грабеж" в последнее время приобрел организованную форму: "хаккеры" (электронные грабители) в ФРГ уже выпускают собственные журналы и книги (например, DAS HACKER HACKBUCH – с 1985 г.), в которых открыто обмениваются опытом несанкционированного проникновения в компьютерные сети.

По оценкам швейцарских экспертов, ежегодные потери, связанные с кражей информации, неправильным использованием ЭВМ и неполадками в их работе, составили в странах Западной Европы около 60 млрд. долларов. По их прогнозам, 9,8 % этого ущерба является следствием не столько прямых ограблений, сколько информационного шпионажа.