Смекни!
smekni.com

Теоретико-методологические аспекты анализа мирового рынка технологий (стр. 4 из 15)

- создание высокоразвитой международной инфраструктуры;

- усиление влияния транснациональных корпораций, контролирующих до половины промышленного производства, свыше половины международной торговли, около 80% мирового банка патентов и лицензий на новую технологию и “ноу-хау”.

Глобализация мировой экономики, облегчая хозяйственное взаимодействие между государствами, стимулирует экономический рост, способствует ускорению и увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной сфере, что, безусловно, содействует общему прогрессу человечества.

1.2. Движение научной информации в современном обществе

Человеческая цивилизация пережила две подлинных революции в сфере производства: первая – аграрная, вторая – промышленная. Последние 50 лет мир живет в ощущением третей революции – информационной. Одним из ее критериев и примет является изменение массового сознания и мышления человека из массы. Одномерность мышления, подразумевающая враждебность к плюрализму политических взглядов и общественных оппозиций, определяемых сложной иерархической структурой общества, желание видеть в однолинейной направленности исторического прогресса проявление всеобщей уравнительности. Отождествляемой с равенством, отношение к экономическому развитию как панацее от всех зол – начинает уступать место искренней растерянности и удивлению достигнутым результатам. Наступает этап переоценки, даже перестройки системы ценностей с которой промышленно развитые страны вошли в 21 век.

Подобно тому, как индустриальное общество врывается в массовое сознание Запада 60-х годов мечтой о машине, комфортабельном доме и прочих благах, являющихся продукцией промышленного производства, информационное общество формирует новый имидж, новые представления об успехе, ориентируется на сугубо личное потребление товаров. Это вызывает к жизни разнообразие производственных процессов и технологий. Технологическим фокусом, вокруг которого складываются все современные общественно-политические теории, призванные прояснить положение дел, выступает средство коммуникации – видео-телефон-персональный (личный) компьютер-спутник.

Сам термин “информационное общество”, с которым первоначально связывались лишь определенные технологические сдвиги в производстве (программное обеспечение станков), появился в Японии в начале 60-х годов. В многообразии оценок и подходов, связанных с пониманием природы нового общества, можно выделить общую мысль: “информационное общество будет новым типом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника”. Символическим актом рождения информационной эры объявляется запуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором в формировании подлинно глобальной коммуникационной связи – нервной системы планетарной цивилизации.

Ключ к поиску формулы выживания видится в приспособлении к новым реалиям, обусловливаемым в первую очередь коммуникационной революцией. При этом следует иметь в виду двоякий смысл, вкладываемый в понятие коммуникационной реальности: во-первых, речь идет о коммуникационном производстве; во-вторых, под коммуникацией подразумевается процесс эффективного обмена идеями между индивидами. До тех пор, пока мы не в состоянии вступить в эффективную коммуникацию друг с другом с тем, чтобы определить направление желаемого движения, невозможно достигнуть какого-либо согласия. Мир уже вступил в коммуникационную эру, поскольку значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность, а также потому, что проблема выживания мира в современных условиях зависит от нашей способности слушать друг друга и учиться на опыте других. Это значит, что обмен информацией является основным критерием общественной жизни, общественного сознания и в первую очередь фактором производства.

Путь к будущему всемирному сообществу прокладывается через сдвиги, наблюдаемые в “инфосфере”, способствующие формированию нового типа общественного сознания. Эти сдвиги связываются, прежде всего, с падением роли таких средств обучения, как чтение и письмо, игравших доминирующую роль в информационной сфере индустриального общества, и с повышением значимости фактора компьютеризации. Включение компьютера в процесс обучения приводит к повышению интеллектуальных способностей индивида, результатом чего станет существенное увеличение объема социальной памяти.

Наблюдаемый в настоящий момент переход от промышленного общества к информационному по характеру и масштабам вызываемых перемен сопоставим со скачком человечества из аграрной цивилизации в царство индустрии, но с учетом того, что сдвиг от аграрного общества к промышленному осуществлялся на протяжении сотен лет, в тоже время как переход к информационному обществу определяется временным отрезком всего в два-три десятилетия.

Дефицит исторического времени, которым мы располагаем, требует чрезвычайной быстроты и точности реакции на происходящие изменения, умения сосредоточиться на стратегически важных моментах, к числу этих моментов относятся: изменение “техпространства”; стимулируемое компьютеризацией появление новых видов деятельности и производства; необходимость в новых формах организации человеческих отношений, соответствующих характеру и возможностям новой высшей степени технологии.

Под изменениями “техпространства” понимается переориентация производственной деятельности с машины и современной транспортной сети, характерных для индустриального общества, на компьютер и соответствующую ему коммуникационную сеть Особая роль в этих условиях отводится комбинированной технологии телефона, компьютерам телевидения, которые вливаются в интегрированную информационную и коммуникационную систему, создающую предпосылки для нового типа взаимодействий. Если транспортная сеть обеспечивает перевозки продуктов промышленности, коммуникационная сеть обеспечивает доставку новой продукции информационного общества – информации.

Появление новых видов деятельности и производства связывается с окончательным развертыванием возможностей новой технологии, на первом этапе новая технология просто вписывается в рамки существующих производственных схем и принятых социально-политических реалий; на втором этапе – она провоцирует частичную модернизацию принятых технологических стандартов и экономических ориентаций, порождая напряженности в различных звеньях; на третьем этапе она превращается в решающую силу перестройки систем, подгоняя под свои императивы основные механизмы экономики, эталоны политической и общественной жизни. Решающим обстоятельством, связываемым с победой информационной технологии и утверждением информационной цивилизации, признается превращение информации в стратегический ресурс общества. Возрастание роли и ценности информационного производства не должно восприниматься как свидетельство падения значимости массового производства, достигнутого в промышленную эпоху. Речь в данном случае идет лишь о перемещении акцентов из области физической деятельности (промышленного производства), в интеллектуальную (сфера информатики).

Под влиянием осознания сложившейся ситуации мысль о необходимости приведения общественно-политических реалий Запада, поскольку именно они претендуют на роль эталона современного развития, в соответствие с новыми техническими возможностями приобретает все большее число сторонников. Если политические идеи и институты по своей притягательности начнут отставить от технических благ, то триумф западной цивилизации может оказаться самоистребительным.

Связывая появление общества будущего с распространением “высокой” компьютерной технологии, необходимо подчеркнуть, что речь идет о планетарных изменениях, которые по своим последствиям превзойдут масштабы преобразований за всю предшествующую историю. Беспрецедентный характер предполагаемых сдвигов объясняет бесплодность попытки посмотреть контуры будущего в бинокль идеологических штампов, утвердившихся в нашем сознании. Одно это свидетельствует о том, что новое общество не в состоянии выйти из старого беспрепятственно, без конфликта.

Выработки адекватных представлений о характере происходящих изменений и о перспективах будущего связывается в значительной мере с углубленным исследованием социального эффекта, обусловливаемого внедрением новой технологии. При этом особо выделяется роль микропроцессоров, поскольку не существует такой области в мировой экономике, где нельзя было бы использовать микропроцессоры. В своем знаменитом отчете “Информационная технология и цивилизация”, адресованном Римскому клубу, Иноуз И. Пирс останавливается на некоторых аспектах информационной технологии сыгравшей решающую роль в преобразовании современного общества. В частности, отмечается, что информационная технология вызывает интеграцию различных форм деятельности, которые в прошлом были разобщены функционально и географически, способствует созданию более экономной с точки зрения потребления материальных ресурсов и энергии структуры производства, повышает качество социального обслуживания (медицина, образование, транспорт), дает в наше распоряжение могучее средство для более широкого понимания и сохранения культурного наследия человечества.

Человечество как собой тип организации материальных систем может существовать именно потому, что надындивидуальное накопление, хранение, передача и переработка информации оказались тесно связаны с развитием у человека преобразовательной функции. Биологические системы, в основном, приспосабливаются к окружающей среде. Они с кибернетической точки зрения относятся к классу адаптивных систем. В каждой отдельной человеческой личности сохраняется адаптивное свойство биологических систем. Общество же в целом как адаптирующая система, приспосабливающая среду обитания к своим потребностям.