Смекни!
smekni.com

История экономики (стр. 19 из 30)

Международное перемещение капитала и рабочей силы.

Одним из важнейших направлений интернационализации экономических отношений является международное передвижение капитала из одной страны в другую. Такой вывоз капитала за границу осуществляется тогда, когда он может быть помещен в другой стране с большей нормой прибыли, чем в своей стране.

Вывоз капитала – следствие ряда причин:

1) перенакопление капитала в стране, откуда он вывозится;

2) несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях всемирного хозяйства;

3) наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

4) интернационализация производства.

Капитал вывозят разные собственники и государство, часто преследующие наряду с экономическими и политические (в том числе и военно-стратегические) цели. При этом используются две основные формы экспорта капитала: предпринимательская и ссудная (денежная).

Важную роль в развитии мировых экономических отношений играет международное перемещение масс трудящихся из своих стран в другие в поисках работы.

Внедрение ответвлений банковских систем Англии в экономику колониальных и полуколониальных стран.

.К началу ХХ в. основная часть капиталов Англии сосредоточилась в 6 крупнейших банках, распоряжавшихся сотнями миллионов фунтов стерлингов. Они финансировали различные предприятия в колониях и за пределами Британской империи, отделения появились во многих странах. Центром этой сети являлся Английский банк. Поэтому, несмотря на утрату Англией промышленного первенства, Лондон сохранил положение мирового финансового центра.

Банки способствовали созданию монополий в судостроительной, химической, сталелитейной, а также в некоторых отраслях легкой промышленности. Все железные дороги принадлежали в начале ХХ в. 12 крупным компаниям. Монополии Виккерса и Армстронга сконцентрировали в своих руках производство вооружения.

Среди акционеров крупнейших компаний были и банкиры; в то же время промышленники принимали участие в операциях банков. В Англии, как и в других странах, сложился финансовый капитал, а вместе с тем появилась финансовая олигархия. Особенности этого процесса в Англии выражались в том, что, во-первых, он проходил в несколько замедленном темпе и, во-вторых, ведущая роль в нем принадлежала банковскому капиталу.

Финансовая олигархия стремилась расширить колониальную империю (колонии превышали метрополию по территории в 109 раз, а по населению почти в 10 раз), куда доступ конкурентов затруднен и увеличить сверхприбыли, часть которых использовалась для ослабления остроты социальных противоречий внутри страны.

Финансовая олигархия как главный носитель государственно-монополистических тенденций.

Германия.

К началу ХХ в. монополии стали господствующей силой в экономике. Почти вся добыча угля, производство чугуна и стали контролировались четырьмя монополиями. Выросшее морское судоходство попало в руки двух монополий. Две группы монополистов контролировали почти всю химическую промышленность, а две другие – электропромышленность.

Увеличилось могущество банков, кредитовавших промышленников, особенно “Дисконтгезельшафт” и “Дойче банк”, контролировавших бóльшую часть финансов страны. Владельцы сросшихся промышленного и банковского капиталов представляли собой финансовую олигархию.

Франция.

Темпы роста производственных сил во Франции в конце XIX в. оказались ниже, чем в США, Германии и Англии. Это имело ряд причин. Экономика страны серьезно пострадала от проигранной войны: была ослаблена выплатой 5 млрд. франков контрибуции, потерей Эльзаса и Восточной Лотарингии, дававших немало железной руды, цветных металлов, угля.

Характерной чертой Франции было наличие множества мелких крестьян и мелких предпринимателей – ремесленников, торговцев, составлявших значительную часть населения. Относительная устойчивость таких крестьян и предпринимателей обеспечивалась только чрезмерной работой самих хозяев, членов их семей и наемных работников. Их покупательская способность оставалась низкой, и они не могли использовать новейшую технику, развивать современное производство.

В начале ХХ в. Франция вышла на первое место в Европе по производству автомобилей и развитию авиации. Три крупнейшие банковские монополии – Национальная учетная контора, Лионский кредит и Генеральное общество, возникшие еще в середине XIX в., стали контролировать значительную часть промышленности. Почти вся металлургическая промышленность оказалась в руках монополий, объединенных “Комитетом тяжелой промышленности”, химическая – компаниями Сен-Гобена и Кюльмана и т.д. Монополии сосредоточили в своих руках промышленность, перерабатывавшую продукцию сельского хозяйства. Через скупщиков сырья они диктовали свои цены.

Главным оплотом финансового капитала являлся Французский банк. В управлявший им совет входили крупнейшие банкиры и промышленники. К началу ХХ в. финансовый капитал был сосредоточен в руках 200 семейств, составлявших финансовую олигархию.

За четверть века экспорт французского капитала почти утроился, по этому показателю она занимала второе место в мире. Причем французский капитал за границей был преимущественно ростовщическим капиталом, который отдавался в “рост” – взаймы под высокие проценты.

Влияние передовых индустриальных стран на формирование Японии.

Япония широко использовала технические достижения Западной Европы и США, успешно училась у них организации капиталистического производства. В конце XIX – начале XX в. в стране завершился промышленный переворот и ее промышленность стала развиваться во много раз быстрее, чем в западно-европейских странах, хотя доля Японии в мировом производстве была еще невелика.

“Мицубиси” и несколько других фирм создали объединения – концерны.. Эти концерны представляли собой гигантские акционерные компании. Акционерами стали крупные землевладельцы, чиновники, генералы и офицеры.. С монополистами были тесно связаны высшие государственные и военные деятели страны, до премьер-министра и императора включительно.

Владельцы японских концернов составляли финансовую олигархию, которая стала истинным хозяином страны.

Империализм.

Концентрация производства и капитала, их слияние, удаленность источников сырья и рынков сбыта от национальных границ, стремительный рост мировой торговли и строительства привели к формированию мощных финансово-промышленных компаний, которым становилось тесно в этих национальных границах. Они вели борьбу между собой уже по всему миру, стремясь к вытеснению конкурентов и захвату монопольных позиций, особенно в финансовой сфере. В этой борьбе они опирались на поддержку своих правительств и вооруженных сил, прежде всего флота, отождествляя собственные и национальные интересы. Так, например Центральная Америка стала зоной интересов компании “Юнайтед фрутс”.

Территориальный раздел мира, практически завершившийся к началу ХХ века, дополнился его экономическим разделом, где-то совпадавшим, а где-то и не совпадавшим с территориальными границами. Правительства ведущих стран дипломатическими и военными средствами оказывали содействие проникновению и закреплению своих монополий на интересующих их территориях. Так, США в рассматриваемый период более ста раз вмешивались во внутренние дела стран Западного полушария, отстаивая интересы своих монополий. Активная поддержка государством монополий позволила сделать вывод о переходе “классического капитализма” в новое качество – государственно-монополистический капитализм.

Истоки и эволюция антитрестовской политики.

Экономика знает несколько форм обеспечения выгод от монопольного контроля рынка за счет регулирования цен в интересах фирм-монополистов. Использование этих способов зависит от типа конкуренции на рынке: одно дело, если на рынке сложилась ситуация частной монополии, и совсем другое, если это олигопольный рынок, то есть на нем сосуществует несколько крупнейших фирм.

При чистой монополии фирма, контролирующая рынок, обычно устанавливает на свои товары более высокие цены, чем могли бы сложиться в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Поскольку целью фирмы является получение наибольшей суммы прибыли, то фирма-монополист подбирает такое сочетание цены и объемов производства (величину предложения) товаров, при котором и достигается эта цель. И как правило, это означает появление на рынке меньшего количества товаров и с ценами более высокими, чем в условиях чистой конкуренции.

Кроме того, пользуясь своей абсолютной властью на рынке, чистый монополист обычно пытается осуществить ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация – это коммерческая практика, связанная с продажей одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам.

По-иному складывается картина монополистического ценообразования на олигопольном рынке. Здесь наиболее частой формой нарушения нормальной работы рыночного механизма ценообразования являются монопольные сговоры о ценах.

В 80 – 90-х гг. все больше богатств в США концентрировалось в руках трестов. (Трест – в котором, сохраняя юридическую независимость, предприятия, производящие однородную продукцию, объединяют финансы, производственные мощности и сбыт.)

Основателем первого треста был Д. Рокфеллер. Разбогатев на военных поставках в годы гражданской войны, Рокфеллер установил контроль над нефтеперегонными предприятиями и торговлей, а позднее и над добычей нефти.

На примере США можно увидеть эволюцию антитрестовской политики.

Когда в 1890 г. появился закон Шермана, он был принят практически без осуждения. Это было время, когда экономисты верили, что только совершенная конкуренция может дать наилучшие результаты и только она является альтернативой монополии.