Смекни!
smekni.com

Международная торговля России на современном этапе (стр. 11 из 16)

Так, в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт признается документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он содержит следующие данные: подробные сведения о продавце и покупателе, условия поставки (по "ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за единицу каждого, а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из условий сделки в контракте и в инвойсе) - условия их предоставления; необходимые реквизиты контракта, подписи и печати. Важной характеристикой контрактной цены товара могут служить сведения о его ассортименте, качестве, условиях и сроках оплаты. При несоответствии предоставляемых сведений указанным требованиям таможенный орган вправе не признавать их в качестве условий, подтверждающих таможенную стоимость.

Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.

В свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

Казалось бы, что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора товаров и прямым образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают рыночный механизм. Но на практике этого обычно не происходит, ибо такие инструменты применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров в течение ограниченного периода времени в целях решения оперативных задач и тем самым могут содействовать скорейшей нормализации функционирования национального рынка.

Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

2.5. Конкуренция России в международной торговле.

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

–крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;

–наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;

–многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

–крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.

А именно:

–преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);

–колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;

–слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;

–резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;

–ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;

–большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;

–разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.

В конкретных условиях начала переходного периода сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Очень большая конкуренция у России в области торговли оружием. Российское оружие обладает неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но, несмотря на это, потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой (ВВТ) более прочих подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.

Несмотря на завершение перевооружения стран Ближнего и Среднего Востока, это регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия. В 1996 году туда было поставлено вооружений на 15,3 млрд. долл., что составило 40% мирового рынка ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн. долл. Москва не получила обещанных грандиозных многомиллиардных контрактов, доставшихся победителям Хусейна. Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов и предоставляют покупателям привлекательные офсетные программы.

Россия в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО “Смерч” в Кувейт и ОАЕ, полученные Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.

Альтернативой аравийским импортерам могли бы стать Ирак и Ливия, нуждающиеся в модернизации армий и традиционно ориентируещиеся на закупки советского оружия. Но поставки туда оружия запрещены международными санкциями.

Продажи в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым могут последовать репрессии против Москвы, ограничивается 350-400 млн. долл. Для “недестабилизирующих” систем вооружения.

Некоторые возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, но потенциал импорта этих стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров. При тщательной работе с большим количеством небольших контрактов Россия может экспортировать на Ближний Восток оружия на 600-700 млн. долл. Ежегодно и контролировать 5-6 % этого рынка.

Более благоприятны перспективы наращивания российского экспорта вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены два крупнейших покупателя российского экспорта – Индия и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них 0,6-1 млрд. долл. Однако нынешний уровень-максимум того, что можно получить от Пекина и Дели.

Наибольшие надежды на рост экспорта ещё некоторое время назад связывались с Юго-Восточной Азией и Южной Кореей. По совокупности закупок страны региона могли бы стать третьим полюсом потребления нашего оружия. Но финансовый кризис затормозил заключение крупных авиационных контрактов с Индонезией и Филлипинами.

Глава III. Россия и международные экономические организации.

3.1. Россия и ГАТТ.

Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на временной основе и с ограниченной сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать те успехи, которые были достигнут им за 47 лет существования в деле либерализации большей части мировой торговли, развитии и закреплении полученных результатов. Так, например, только за счет последовательного снижения тарифов был достигнут стремительный рост мировой торговли в пятидесятые и шестидесятые годы на уровне примерно 8 процентов в год. Тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ. Присоединение к ГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раунда показало, что многосторонняя система мировой торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признание как государств, которые рассматривали ее, образно говоря, как якорь развития и средство реформирования экономики и торговли.