Смекни!
smekni.com

Государственные корпорации в экономике современной России (стр. 2 из 6)

В настоящее время понятие «госкорпорация» не имеет четкого теоретического определения. Однако можно проследить его появление: впервые данное понятие встречается в законе «О некоммерческих организациях» в 1999 году. Государственной корпорацией «…признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций»[9].

С точки зрения менеджмента госкорпорация – это вертикально-интегрированная структура, имущество которой на 100% формируется за счет имущественного взноса российской Федерации, создаваемая специальным Федеральным законом для решения конкретных отраслевых задач и подчиняющаяся напрямую Президенту РФ.

«Государственная корпорация — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Эта форма отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов). В частности, на госкорпорации (ГК) не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов»[10].

Под госкорпорациями часто понимают все крупные государственные компании, из-за чего необычные новообразования теряются в общей массе. На самом деле этот термин корректно применять лишь к нескольким юридическим лицам, которые были созданы с помощью специальных законов, внесенных Президентом РФ. В мировой практике такие хозяйствующие субъекты называются «статутными корпорациями», поскольку для каждой пишется особый закон (статут). Они единичны, создавались в условиях кризиса или послевоенного восстановления экономики. Например, в США в 1933 году была создана Федеральная корпорация по страхованию вкладов, а в Великобритании в 1946-м для вывода энергетики из кризиса был создан Национальный совет по углю (снова приватизирован в 1994 году после реформы отрасли). Так же стоит отметить и созданный еще в 1974 году в Сингапуре госхолдинг «Temasek», которому принадлежат основные доли в акционерном капитале компаний, функционирующих в ряде отраслей.

В Японии государственное участие в экономических отношениях прошло весь жизненный цикл - от создания в первой половине 1950-х годов Системы источников специального финансирования дорожных работ до приватизации в 2005 г. четырех государственных корпораций в связи с выполнением возложенной на них миссии. По японскому пути пошли Корея, Индонезия, Малайзия и некоторые другие страны.

Японский подход является частным случаем глобального подхода к решению крупных хозяйственных задач в странах с рыночной экономикой. Ключевым термином здесь становится не "государственно-частное партнерство", а "государственная корпорация". Государственные корпорации (ГК) распространены по всему миру и возникают на всех уровнях государственной власти. Это "рука государства", умеряющая рыночную стихию в отдельных отраслях экономики, важное звено в цепи, объединяющей сбережения граждан с возможностями государства во имя экономического роста. ГК в значительной мере разрешают противоречие между потребностью общества в государственных инвестициях и неспособностью государства быть эффективным инвестором.

Франклин Рузвельт, 32-й президент США, инициатор создания крупнейших ГК, утверждал, что, как общее правило, развитие экономики есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения, требующие радикального государственного вмешательства.

Являясь ставленниками государства в экономике, ГК в нескольких отношениях сильно отличаются от частных фирм. Во-первых, ГК пользуются финансовой поддержкой государства. Но эта поддержка строго дозируется и контролируется. Чтобы выполнить свою нелегкую миссию, ГК должны по крайней мере на первых порах иметь повышенный запас прочности. Их стартовый капитал может быть внушительным; их могут освободить от уплаты не только дивидендов, но и некоторых налогов; они могут получать государственные субсидии на специальные нужды и государственные гарантии выплат по своим облигациям. Все другие нужные им средства ГК добывают на рынке капитала. И долг ГК не включается в государственный долг, если только он не является объектом государственной гарантии (как и сами ГК не включаются в государственный сектор).

Продвигая свои проекты, государство рискует. Помимо дивидендов от ГК платой за риск является удовлетворение граждан результатами проектов и большее доверие государству. Государственная финансовая поддержка ГК оправданна:

· если общественная отдача инвестиций выше той цены, которую частные лица готовы платить за результат инвестиций;

· если инвесторы нуждаются в защите от политических рисков, контролируемых государством;

· если государство считает, что премия за риск, требуемая инвесторами, выше той, на которую согласно оно само в лице налогоплательщиков.

Хотя бы одно из этих "если" всегда наличествует, и потому из государственного аппарата в ГК поступают какие-то деньги. Со временем финансовая "пуповина", связывающая ГК с материнским ведомством, может ослабевать.

Ф. Рузвельт указывает на второе важное отличие ГК от частных фирм - "корпорация, облеченная властью правительства, но гибкая и инициативная, как частное предприятие"[11]. Некоторые ГК действительно "облечены властью правительства"[12]. Это помогает им выполнять свою миссию стабильно и с минимумом бюрократической волокиты.

Госкорпорации создаются, в первую очередь, для того, чтобы восстановить разрушенные хозяйственные связи в наукоемких отраслях и повысить конкурентоспособность российской продукции на зарубежных рынках при помощи внедрения современных технологий. В госкорпорациях консолидируются предприятия с высокотехнологичными производствами.

Зачастую ГК неприбыльны, т.к. создаются для реализации определенных целей государственной политики там, где рыночные институты не работают, где надо дать толчок инновационному развитию. Ведь инновационный бизнес — всегда занятие рисковое.

Обстоятельства возникновения ГК могут выглядеть экстраординарными, с точки зрения частной фирмы. ГК учреждается не частными лицами для максимизации прибыли, а государством для решения проблем, волнующих "народные массы". Нужна экономическая депрессия, дефицит или, наоборот, избыток продукции общественного назначения, завышенная ее цена или низкое качество, чтобы сложилась обстановка для учреждения ГК. Вот почему у многих ГК обычная коммерческая мотивация "притуплена". Многие из них являются бесприбыльными в том смысле, что вся прибыль реинвестируется и собственник дивидендов не получает.

Все научные разработки требуют долгосрочных капиталовложений, а именно бюджетные средства призваны создать «длинные» деньги для современных госкорпораций.

Россия встала на долгий путь к «экономике знаний». Этот термин был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".

Однако вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более.

В основу экономической политики России на современном этапе закладывается наиболее актуальная задача: развитие на инновационной основе обрабатывающих отраслей промышленности, и в первую очередь — машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов для удовлетворения внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную и прочую наукоемкую и высокотехнологичную продукцию и расширения ее присутствия на внешних рынках.

Согласно этой политике, базой новой инфраструктуры машиностроения и других стратегически важных отраслей должны стать крупные корпоративные структуры, оснащенные современными информационными технологиями и программными системами. Необходимо создать в короткие сроки компьютеризированные интегрированные производства, оснащенные передовым технологическим оборудованием, и в первую очередь — высокоавтоматизированными и гибко переналаживаемыми обрабатывающими центрами с использованием передовых технологических процессов, включающих прогрессивную оснастку и инструмент. Параллельно необходимо обеспечить развитие масштабной производственной и научно-технической кооперации, в том числе, причем в значительной степени, — в форме малого и среднего бизнеса.

Одним из крупнейших проектов по практической реализации данной стратегии, очевидно, является создание Государственной корпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», а также создание Государственной корпорации по развитию нанотехнологий «Роснано».

1.3 Ревизия взглядов на госкорпорации и госсектор экономики в экономической теории