Смекни!
smekni.com

Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии (стр. 1 из 4)

РЕФЕРАТ

по курсу «Экономическая теория»

«Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии»

1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

Зарождение экономических знаний относится к глубокой древности. Как только человек стал использовать природные ресурсы, он начал задумываться об их рациональном применении. Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поэтому точно определить ее первые проявления невозможно. Своего рода памятниками экономической мысли являются своды законов и сочинения мыслителей Древнего Востока (XXII-XVII1 вв. до н.э.) по различным сферам общественной жизни, воплотившиеся в текстах древнеегипетских папирусов, в каменной клинописи законов вавилонского царя Хаммурапи (XVI11 в. до н.э.), в древнеиндийских ведах — сборниках религиозных гимнов (на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры). В них получила отражение специфика социально-классовых отношений древневосточных обществ: проблемы рабства, значения и судеб общины, соотношения натурального и товарного хозяйства; представления о роли государства в хозяйственной жизни и др.

В экономических взглядах Древней Индии, в частности, в «Законах Ману» (IV в. до н.э.) регламентировались вопросы хозяйственной жизни, а в более поздних трактатах брахманов описывались правила найма, купли-продажи, ценообразования; отмечается существование общественного разделения труда; ставится вопрос о делении людей на касты, об отношениях господства и подчинения.

В Древнем Китае (VI—IV в. до н.э.) Конфуций (551—479 гг. до н.э.) в своих работах различал умственный и физический труд, причем первый считал уделом «высших» слоев, а второй — «простолюдинов», прежде всего рабов. Другой китайский философ Сюнь Цзы (III в. до н.э.) утверждал, что все люди равны от рождения, что люди из народа должны иметь право частной собственности, призывал к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Исходные пункты современной экономической науки как осознанно сформированной системы научных понятий возникают в V—IV вв. до н.э. в Древней Греции. Здесь исследуются важные аспекты соотношения между собственностью и трудом, закладываются основы изучения рынка, выдвигается идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, их обмене как эквивалентов и др. В сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества. Именно поэтому их по праву можно считать первыми экономистами. В частности, Ксенофонту (430—355 гг. до н.э.) принадлежит работа «Экономия». Уже тогда экономическая мысль приблизилась к пониманию предмета экономической науки, как науки о законах, управляющих хозяйством. Платон (427—347 гг. до н.э.) выдвинул идею ограничения частной собственности, выявив взаимосвязь между разделением труда, обменом и размерами рынка. Аристотель (384—322 гг. до н.э.), анализируя товарно-денежные отношения, обосновывал необходимость правильного обмена хозяйственных благ как обмена эквивалентов, высказывал соображения о происхождении и функциях денег, о полезности как основе ценности хозяйственных благ и др.

Продолжением экономической мысли Древней Греции стали экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234 – 149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), братьев Гракли (11 в. до н.э.), Калумеллы (I в. до н.э.), Сенеки (4—65 гг.) и др. Они также рассматривали проблемы рабовладения, рациональной организации рабовладельческого хозяйства, земельной собственности, В высказываниях некоторых мыслителей того времени уже получили отражение начало упадка и разложения рабовладения. Например, Сенека выступил с осуждением рабства, заявлял, что все люди по природе равны.

Мыслители античности не создали законченной системы экономических взглядов, но в их исследованиях содержатся многочисленные догадки, которые повлияли на дальнейшее развитие экономической мысли.

В Средневековье экономические воззрения в значительной степени сохраняют преемственность древней эпохи. На Востоке заслуживают внимания идеи известного арабского мыслителя Ибн-Хальдуна (1332-1406), В его работе «Теория общественного прогресса» защищается незыблемость сословной дифференциации общества, эволюцию которого он делил на «примитивность» и «цивилизацию». Материальной основой смены этих этапов он считал создание избыточного продукта. В его представлении, господство одних людей над другими связано с присвоением избыточного продукта.

В Западной Европе Средневековье охватывает период господства феодального способа производства (конец V-XV вв.). В это время экономические идеи в основном приобрели отпечаток религиозно-богословского характера. Но даже в тех условиях можно говорить об определенном развитии экономической теории и практики. Именно тогда закладываются основы современного банковского дела, ростовщичества, денежного обращения, акционерного капитала и других важных экономических категорий.

Представления об экономической мысли средневековой Европы дают варварские «правды», и прежде всего «Саллическая правда», которая содержит хозяйственные и правовые рекомендации для германских племен. Из средневековых мыслителей особо выделяется богослов Фома Аквинский (1225—1274). В его трактате «Сумма теологии» рассматриваются проблема собственности и «справедливой цены». Он утверждал, что верховным собственником всех вещей является бог, а людям принадлежит только владение ими. Одновременно активно защищал незыблемость частной феодальной собственности. Ратуя за натуральное хозяйство, вместе с тем, большое внимание уделял характеристике товарного производства. При этом центральным вопросом считал проблему «справедливой цены». По его мнению, справедливой является такая цена, которая возмещает затраты продавца и обеспечивает ему некоторый доход, необходимый для приобретения средств существования. Основанием обмена является равенство пользы обмениваемых вещей. Осуждал торговлю и ростовщичество с целью получения барыша, признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Эта идея поддерживалась и развивалась многими мыслителями Средневековья.

Подводя итоги предыстории экономической теории, отметим, что в этот период отчетливо проявились две стороны экономических воззрений: анализ реального содержания экономических категорий и неразрывная связь экономических взглядов с социальной жизнью общества.

Действительная история экономической науки началась с того момента, когда стало складываться системное знание об экономических явлениях. Это произошло в процессе разложения феодальных и формирования капиталистических производственных отношений — в XV— XVII вв. систематизация экономических знаний в науку в первую очередь связана с появлением меркантилизма.

2. Меркантилизм — первая научная экономическая система

В XV в. в экономике передовых стран Западной Европы происходит переход от феодального способа производства к буржуазному укладу и предпринимательству. Натуральные хозяйства постепенно вытеснялись товарно-денежными отношениями, а богатство представлялось уже не совокупностью натуральных благ в замкнутых феодальных хозяйствах, а выступало в виде денег. Параллельно развивался ростовщический и купеческий капитал. На основе теоретического обобщения экономических процессов, составляющих содержание периода так называемого «первоначального накопления капитала», в основных странах Европы к началу XVI в. сложилась концепция меркантилизма.

Меркантилисты предмет политэкономии видели в исследовании причин и природы богатства народов. При этом полагали, что богатство общества возникает в сфере обращения. Главный тезис меркантилистов: прибыль рождается в обращении, цель капиталистического производства — погоня за приростом денег, за прибылью. В этой связи Маркс справедливо отмечает, что меркантилизм выбалтывает в грубо-наивной форме тайну буржуазного производства.

«Сущность этого учения, если говорить коротко, сводилась к следующему. Богатство - это прежде всего золото. Его приносит торговля. Богатеют те государства, которые в состоянии ввозить много золота, не допуская его вывоза. Поэтому государство должно поощрять мануфактуры, производящие товары, торговлю, которая вывозит товары и привозит золото. Вместе с тем нужно запретить вывоз золота из страны и ограничить (таможенными барьерами) ввоз чужих товаров, за которые надо расплачиваться золотом».

Отражая незрелость буржуазного строя, меркантилисты скользили по поверхности экономических явлений, но, тем не менее, они внесли определенный вклад в развитие политической экономии.

Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа:

1) ранний — возник еще до великих географических открытий — разработал теорию денежного баланса, смысл которой заключался в том, чтобы любыми средствами добиваться притока денег в страну, превышения экспорта над импортом.

Предлагались различные методы достижения активного баланса, в том числе и «путем непосредственного регулирования движения самих денег, как, например, запрещением их вывоза, организацией складочных мест, требованием, чтобы вся иностранная монета обменивалась у королевского менялы и перечеканивались на монетном дворе, государственным регулированием денежного курса (валюты)». Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монет, считая, что в результате обесценивания денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше товаров и поэтому будут заинтересованы обменивать свои деньги на туземные. Эти идеи можно найти у экономистов того периода; У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия).

2) поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в. и «во главу угла ставит идею торгового баланса, фискальная направленность экономической политики сменяется соображениями хозяйственного характера».