регистрация / вход

Идеи правового государства и его основные признаки

П Л А Н Введение. Идеи правового государства в древности. Идеи правового государства в эпоху феодализма. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.

ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

П Л А Н

Введение.

1.Идеи правового государства в древности.

2.Идеи правового государства в эпоху феодализма.

3.Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.

4.Развитие концепций правового государства в России.

5.Взгляды современных исследователей государства и права

6.на проблему правового государства.

7.Правовое государство по Хропанюку В.Н.

8.Основы правового государства.

9.Основные признаки правового государства.

Заключение.


- 3 -

Правовое государство как определенная теоретическая кон-

цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную

историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat) прочно

утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в

трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем полу-

чил широкое распространение, в том числе и в России, где среди

видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче-

рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и

понятие правовой государственности, сформировались гораздо

раньше.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конс-

трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи-

мостей и согласованного взаимодействия права и власти. В про-

цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь-

но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой

политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ

Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право-

судия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги-

ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени-

ям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и

сегодня наиболее подходящим символом для правового государства)

выражает смысл и идею не только справедливого суда как специ-

ального органа, но и идею справедливой государственности вооб-


ще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и воле установленного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о государстве(республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о

сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как

юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна-

чение приобретают проблемы политическом власти и её формально

равной для всех правовой организации в виде упорядоченной сис-

темы разделенных государственных властей, соответствующей но-

вому отношению социально-классовых и политических сил. Юриди-

ческое мировоззрение нового восходящего класса требовало ут-

верждения новых представлений о свободе человека посредством

режима господства права и в частных, ив публично-политических

отношениях.


В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности с позиции историзма изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории

Макиавелли на основе многовекового опыта существования госу-

дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин-

цип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с

тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим

образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства

он видел в возможности свободного пользования имуществом и

обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса

о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление

многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс-

тва, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и

свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концеп-

ции правового государства значительный вклад внесли филосо-

фы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза,

т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и

многие другие.

Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра-

вовом государстве.


- 6 -

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно-

го права. Правовые институты феодализма Гроций считал противо-

речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново-

го права, "отвечающего законам разума". Целью государства он

считал охрану частной собственности, посредством таких правоус-

тановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой

формы государства по учению Гроция является общественный дого-

вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую

форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться пра-

вителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз-

никает как продукт общественного договора, который придает об-

ществу организованную политическую форму. Люди лишь частично

передают государству свою естественную независимость, с целью

обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс-

твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который

является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем

может быть лишь народ, лишь воля народа является источником по-

литической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение не-

отъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и

обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демок-


ратического государства, был Спиноза. Будучи связано законами,

государство обеспечивает действительные права и свободы челове-

ка. Он утверждал, что государство могущественное только тогда,

когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение

жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал пра-

вителей от посягательств на собственность, безопасность, честь,

свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но

тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гос-

подстве права в общественной жизни, которые впоследствии были

развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу от-

носится обоснование формального равенства перед законом, незыб-

лемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как пра-

во делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закон-

чил теоретические основы наиболее эффективного принципа право-

вого регулирования общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был

"классическим выразителем правовых представлений буржуазного

общества в противоположность феодальному". Идея господства пра-

ва воплощается в государстве, где верховенствует закон, соот-

ветствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение

властей. Такое государство с господством права он противопос-

тавляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью

правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь


постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе

и установленное законодательной властью, созданной в нем; это -

свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях,

когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого че-

ловека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у

Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расхо-

дится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой:

"разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили система-

тическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом

государстве три рода власти - законодательную, исполнительную,

судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений

властью необходим такой порядок вещей, при котором различные

власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и

взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье,

главным условием для обеспечения политической свободы в её от-

ношениях к государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только

на последующие теоретические представления о правовой государс-

твенности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независи-


мости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму

правления с позиции теории общественного договора и естествен-

ных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного

суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что су-

ществуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых

создается государство. Путем включения в Декларацию естествен-

ных прав человека, превратившихся в субъективные права отдель-

ных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал

прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, со-вести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных на-

родом.

Философская концепция Канта оказала значительное влияние

на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех

остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство

в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни

общество возникает раньше государства, а последнее является его

продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Ге-

гелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни,

в которой все строится на правовой основе, представляющей царс-

тво реальной жизни."

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в

том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не

столь важную роль. В целом вся вся гегелевская концепция право-

вого государства прямо и однозначно направлена против произво-

ла, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со

стороны частных лиц, политических объединений и государственной

власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе


развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общест-

ва и государства( у философов 17-18 веков гражданское общество

и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Эн-

гельс показали, что именно гражданское общество составляет пер-

вооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность

гражданского общества есть главная движущая сила исторического

прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или

классовой теории общественного развития. Согласно данной теории

государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в

результате установления диктатуры пролетариата в процессе пере-

хода к обществу без классов. Примечательным является утвержде-

ние Маркса, в котором он выразил идею правового государства

"Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над об-

ществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в

лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы тео-

рии правового государства с позиции своего времени и опыта

прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым

можно считать лишь такое государство, где законодатель так же

подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство

определяется как представитель общих интересов своего народа,

удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным

интересам в направлении прогрессивного развития общества.


Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котля-

ровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства

с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути фор-

мирования и основные параметры правового государства:

1) Для устранения произвола необходимо установление норм

объективного права, которые определяют пределы свободы каждого

и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государс-

твенной организации, -отсюда идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству

достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами влас-

ти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив

от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоя-

тельность судебной власти, и допустив к соучастию в законода-

тельстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич ви-

дит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии

правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограни-


чение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое само-

ограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над

ним праву. В действительности такой гарантией является только

сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового госу-

дарства были налажены требованиями революционного правосозна-

ния, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталита-

ризма не воспринимала идею правового государства, считая её

буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции

государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произош-

ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра-

во.

Концептуальные положения и пути формирования правового го-

сударства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права

и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева

и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма

организации и деятельности государственной власти, которая

строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объеди-

нениями на основе норм права."

Теперь рассмотрим основные характеристики правового госу-

дарства.

В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравс-


- 14 -

твенную основу правового государства.

"Экономической основой правового государства являются про-

изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на

различных формах собственности(государственной, коллективной,

арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как рав-

ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В право-

вом государстве собственником должен быть производитель и пот-

ребитель материальных благ. Правовое начало же государственнос-

ти реализуется только при наличии свободы и самостоятельности

собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет само-

регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свобод-

ных граждан... В центре внимания... находится человек, его пра-

ва, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное

государство."(Но далеко не обязательно и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в

общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию."

"Политическая природа государства наиболее четко проявля-

ется в его суверенитете." Суверенность государства выражается в


том, что ему принадлежит право официально представлять все об-

щество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обя-

зательные к выполнению всеми членами этого общества, и, нако-

нец, осуществлять правосудие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в

системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в

словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на

первом месте в таком государстве - право. Это и означает верхо-

венство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном зако-

не) страны и распространяется на прочие законы и нормативные

акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных

предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов пра-

вового государства. поэтому правовое государство это и консти-

туционное государство.

Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип

правового государства предопределяет и прочие его принципы, в

частности подчинение закону и самого государства, и его орга-

нов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного

развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает

как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической,

политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права,

чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же

естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неу-

веренно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая

таким образом собственное развитие и развитие общества. Напри-

мер, когда в США была распространена практика подслушивания

правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие

чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о

подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно

испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, - спра-

ведливо заметил бывший министр юстиции в администрации прези-

дента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране."

Правовое государство провозглашает и конституционно зак-

репляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные

качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу

личности, не является односторонней привилегией личности. Пос-

ледняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограни-

чения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.

Правовой характер взаимной ответственности государства и лич-

ности - это важная составная часть объективно складывающегося в

обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо-

вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаим-


ной ответственности государства и личности.

Основным принципом организации и деятельности правового

государства является разделение властей. Это принцип разделения

власти между законодательными, исполнительными и судебными ор-

ганами государства. Данный принцип означает, что ни одному из

государственных органов не принадлежит вся государственная

власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою,

присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность

другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы

удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить

возникновения тоталитарного управления государства, не связан-

ного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей

государственной власти) не выйдет на первое место, то государс-

твенный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за

фактическое верховенство и превратится в силу не движения и

развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает

законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон

основные направления внутренней и внешней политики, обеспечива-

ет верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице

своих органов занимается непосредственной реализацией правовых

норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охра-

нять право, правовые устои государственной и общественной жизни

от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только

судебными органами.


- 18 -

Таковы основные характеристики правового государства. В

них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в

процессе длительного развития государственно-организованного

общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства

правового государства.


- 19 -

2СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.

2. Е.И. Жильцова "Современная цивилизация и политическая

жизнь"

3. С.С. Алексеев "Теория государства и права"

4. "История политических учений", ч.1;М.1971

5. В.Н. Кудрявцев "Правовое государство", изд."Вопросы фи-

лософии"

6. В.С. Нерсиянец "Гражданское общество и правовое госу-

дарство"., журнал "Государство и право"

7. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 17

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий