Смекни!
smekni.com

Исторические и онтологические мифологемы кемализма (стр. 4 из 4)

Найден способ и непрерывного свершения литургии, сходный по сути с вращением молитвенных барабанов в ламаистской традиции: делается это путем повсеместного размещения его изображений, снабженных вотивными надписями, вроде «Мой отец! Мы сохраняем верность твоим идеалам и свершениям и уверенно идем по твоему пути!» или более лаконичными: «Мы на пути моего отца», «Мы на твоем пути». Обращает на себя внимание тот факт, что элементарная грамотность в двух первых случаях принесена в жертву установлению чувственно-личностного, метафизического характера связи с трансцедентным виз-а-ви, достигаемого интимностью обращения (первая из надписей помещена, кстати, не где-нибудь, а на здании Стамбульского университета и снабжена подписью: «Филологический (sic!) факультет»). Даже случайно скользя взглядом по таким надписям, люди зачитывают эти посвящения-молитвы, т.е. повторяют их про себя. «Служба» вершится везде и постоянно.

Религиозные комплексы нередко тяготеют к превращению в организованные системы, цементируемые институтом священослужителей. В Турции существует такой институт: на протяжении всей республиканской истории эту роль выполнял офицерский корпус хранителей культовых традиций, что вполне естественно в стране, предшественницу которой К.Маркс справедливо называл «единственной подлинно военной державой Средневековья», где воинская служба столетиями была наиболее почетным занятием и где офицерство являлось практически единственной опорой кемалистов в период национальной войны и проведения послевоенных реформ. Турецкие вооруженные силы стали еще и гигантским «храмом», предназначенным для проведения ритуала инициации мужской части населения в массовом порядке – прививки ему кемалистского духа, подобно тому, как в Советском Союзе воинская служба была проникнута пропагандой идей коммунизма. В результате, Генеральный штаб обладает монополией на истину, а в конечном итоге - верховной властью: в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах генералитет произвел государственные перевороты, сочтя политику гражданских властей неправильной, перевороты, каждый раз встречаемые народным ликованием и индифферентностью свергаемых (ср. средневековый Китай, где Небо могло отобрать мандат на власть у неправедного императора, зачастую, покорно принимавшего такой поворот судьбы, и передать его новому избраннику). Табу на обсуждение переворотов (как и на действия армии вообще) снимаются нескоро: до сих пор, например, практически не ведутся дискуссии о последних двух. Священики зорко следят и за чистотой своих рядов: регулярно проводятся чистки офицерского корпуса от «чуждых элементов», о результатах которых широко оповещают публику средства массовой информации. Была создана и сеть храмов, в которых сосредоточилась сакральная сила нового учения и где миряне могли (и должны были) приобщаться благодати: «Народные комнаты», «Народные дома», «Турецкие очаги», а в наши дни - «Общество кемалистского мышления», имеющее громадное количество филиалов по всей стране. В Анкаре воздвигнут уже упоминавшийся помпезный Главный храм, заключающий в себе мощи «учителя Истины».

Наряду с ортодоксальным течением кемализма, в стране (и за ее пределами) активно действует и фундаменталистское (т.е. ультранационалистическое) направление, группирующееся вокруг Партии националистического движения, связанных с нею «Очагов идеала» и кружков «серых волков». «Еретики» и «атеисты» стараются держаться незаметно: в публичных выступлениях даже те, кто не очень привержен кемализму, не могут не делать реверансов в его сторону.

Неустанно ведется борьба с врагами веры, на сегодняшний день представленными в основном мусульманскими фундаменталистами и курдскими сепаратистами. Причем военослужащие и полицейские, погибающие в этих столкновениях, совершенно официально именуются арабским термином, обозначающим «павший за веру». Взяв однажды на вооружение принцип «чем хуже, тем лучше», система уже не может жить без образа Врага. На космогоническом этапе истории его роль играли Греция и Антанта, потом Советский Союз, затем сепаратистская, да к тому же еще и марксистская Партия рабочих Курдистана, в последнее время – фундаменталистская и (опять же - удача!) в основном курдская по составу организация «Хизбуллах». Вероятно, вечный враг нужен современным воинам - священникам, дабы всегда иметь возможность воспроизводить первоакт змееборчества, победы Космоса над первичным Хаосом, одержанной Ататюрком «на заре времен». Такими возможностями не пренебрегают, чему многочисленные свидетельства представляет внешня и внутренняя политика Анкары (операции против курдских повстанцев, агрессия против Кипра, повторяющиеся вторжения на север Ирака, ультиматум Сирии 1999 года и проч.).

Кемализму, однако, так и не удалось превратиться во всепроникающую идеологическую систему, он вынужден был удовлетвориться лишь тем спектром общественного сознания, что связан с официозом в разных его проявлениях. Искренних приверженцев «официальной религии» сравнительно немного. Большинство населения, в первую очередь, сельского, уклад жизни которого определяется нормами и ценностями ислама, это учение и связанный с ним культ воспринимает как нечто чужеродное, навязанное «сверху», для большой части турок чаще всего это просто обязательный к исполнению ритуал.

* * *

Итак, мифологическая картина кемализма демонстирирует нам «великий богоизбранный» народ, чье забвение собственной сущности и смешение с неверными посредством гаремов некогда поставило его на грань катастрофы (ср. библейские сюжеты «золотой телец», «чужеземные жены»). В этот момент народу быв явлен «спаситель», одолевший враждебные силы Хаоса (ср. Мардук, Ра, Тешшуб, Зевс, Один, Индра) и обустроивший «обитаемый мир» путем установления и защиты границ от поползновений поверженного, но не уничтоженного Хаоса (ср. Тор, Геракл, Персей, Тесей, Илья Муромец, Козьмодемян, Рудра, Луг), устроения сакрального центра (ср. Аполлон, Ромул, Индра), по существу заново создавший людей путем духовного их перерождения (недаром, фамилия, присвоенная парламентом Мустафе Кемалю-паше означает «Отец турок»), даровавший им уже новую, сакрализованную землю (ср. Ирландия, Израиль, Рим), прививший им новую культуру, принесший новые технолгии, подобно культурным мифологическим героям от Иберии до Океании. Окружающий мир Хаос остается враждебным и агрессивным, не оставляет попыток разрушить Космос, поэтому борьба за «выживание» ведется постоянно. «Избранный» народ, сражаясь за свое существование, одновременно готовится к выполнению миссии, предначертанной «учителем», - миссии создания великой цивилизации родственных ему «колен» (здесь уже ощущается влияние «Откровения святого Иоанна»). Причем, поскольку цивилизации эта уже якобы состоялась в прошлом, ее будущая реинкарнация должна завершить «круг времен». Полнота Времени исполнится после того, как тюрки снова станут «величашей из рас». Все эти предсказания могут осуществиться только при условии неотступного следования учению находящегося в центре официальной «религии» культа «демиурга-«спасителя»-«учителя»-«культурного героя»-первого президента Республики Турция Мустафы Кемаля Ататюрка.

1. Afet Inan. Kemal Ataturk’ten yazdiklarim. 1000 Temel Esir serisi, c.110.

2. Nuri Yazici. Tarihte Turkler ve Turk Devletleri. Konya, 1997, с.78.

3. ORKUN DERGISI Июль 1998, с.14.

4. www.turkishline.ru/embassy

5. Аltan Deliorman. Tarih I ve II. Istanbul, 1993, s.26, 28.

6. Anadolu liseleri ve kolejlere hazirlik. Sosyal bilgiler 4-5.Istanbul,1996, c.115.

7. Erdal Aslan. Devrim tarihi ders kitaplari. В кн.: Tarih ogretimi ve ders kitaplari. Istanbul, 1995, с.297

8. Цит. по:Lory-Gregory Koullapis: Turkiye'de tarih ders kitaplari ve UNESCO'nun onerileri. В кн.: Tarih ogretimi ve ders kitaplari, с.162.

9. Сам язык, грамматика и морфология которого отличаются «математической» строгостью, точностью и логикой, практически не знакомый с исключениями, крайне экономный в использовании выразительных средств, дисциплинирует и конкретизирует мышление своих носителей, которых, как правило, не сильно занимает описание, да и сама суть событий и процессов - их интерес всегда сосредоточен на результате, «конечном продукте».

10.Hurriyet 09.02.1997.

11. Наряду с признанием факта деградации «тюркской расы», Османская империя, в которой этот процесс достиг своего апогея (государство Сельджукидов в Анатолии подвергнуто, согласно официальной историографии, меньшему качественному регрессу, которого и вовсе не знало «время снов» Эргенекона и орхонских письмен), все-таки провозглашалась лучшим из всех государственных образований того времени: "Одним словом, структура Османского государства была превосходной... Ничего лишнего или недостающего не было в организации управления, юриспруденции, армии… В сфере прав человека Османская империя опережала Европу. Не было класса рабов, класса, лишенного прав человека. В Османской империи всякий был свободен, равноправен с другими, обладал религиозной свободой и свободой совести." (Veli Sirin. Ders Gecme ve kredi sisteminegore tarih. Lise 2. Istanbul, 1994, c.130-131). Причины упадка этого государства в конечном итоге объясняются деградацией правящей династии, все больше и больше разбавлявшей свою кровь чужой, нетурецкой.

12. Нихал Атсыз. Цит. по: Bozkurt Guvenc. Turk kimligi. Ist.1996, с.361.

13. Цит. по: Busra Ersanli Behar. Tarih ogretiminde "Turk dunyasi". В кн.:Tarih ogretimi ve ders kitaplari. Istanbul, 1995, с.206.

14.Цит. по: Muzzafer Ilhan Erdost. Yeni dunya duzenine zorlanmasi odaginda Turkye. Ankara, 1999, с.189,192.

15.Ali Ogmen. Ilk okul. Sosyal bilgiler, 4.,Istanbul,1996, c.340.

16.Hurriyet, 14.02.2001.

17.TRT1, 19.05.2001.

Турецкая республика. Стамбул, Стампа, без года выхода.

С.5 Ю-В страны «превращается в цветущий сад», благодаря ГАП

С.6 Турцию спас от разрушения чаловек, которого почитают как основателя современной нации… Ему предстояло решить Гераклову задачу.