Смекни!
smekni.com

Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны (стр. 3 из 10)

4 В конце XX в. показатель общей наукоемкое™ ВВП (отношение нацио­нальных расходов на НИОКР к ВВП) в США, Японии и Германии со­ставил 2,5-2,8%, во Франции и Великобритании - 2,2-2,4%, в Италии и Канаде - 1,3-1,5%. политику этатизации (огосударствления), а консерваторы, сменяв­шие лейбористов, стремились максимально либерализовать хозяй­ственный режим. Несмотря на различие в подходах, и те и дру­гие считались со сложившимися реалиями, и в силу этого смена политической власти не влекла за собой кардинальных изменений курса, хотя и приводила к усилению этатистских либо либераль­ных тенденций в хозяйственной политике.

Немаловажным фактором, влиявшим на экономическое раз­витие Англии, стал распад ее колониальной системы. Поиски но­вых форм и методов взаимоотношений с бывшими колониями привел к созданию организации, получившей'название Британ­ского содружества, в рамках которого Англии удалось отстоять свои экономические интересы и превратиться в «метрополию без колоний».

В условиях послевоенного кризиса на парламентских выборах 1945 г. победили левые партии во главе с лейбористами, пришед­шими к власти с программой национализации ряда отраслей хо­зяйства, установления жесткого контроля над монополиями, раз­вития социальной сферы. На основе предвыборных программ в 1946—1951 гг. была проведена частичная национализация базовых отраслей хозяйства — энергетики, транспорта, угольной и стале­литейной промышленности и ряда сфер инфраструктуры. В ре­зультате около 20% британской промышленности оказалось под непосредственным контролем государства, к которому помимо всего прочего перешли Английский банк, авиационные компании, аэропорты и автомобильные дороги. Государство стало совладель­цем ряда крупных частных предприятий, таких, как «Бритиш пет­ролеум», «Роллс-Ройс» и др. Следует отметить, что национализа­ция частной и корпоративной собственности проводилась исклю­чительно в форме выкупа, зачастую на весьма выгодных для бывших владельцев условиях.

Национализация предоставила британскому правительству возможность контроля над инвестициями, что в свою очередь, создавало условия для борьбы с депрессивным состоянием хозяй­ства. Она предоставила возможности для достижения приемлемого общего уровня занятости и рационализации отстающих угольной и металлургической отраслей. Однако эти возможности не были реализованы из-за отсутствия в стране государственной системы управления национализированными отраслями. Предложения созданного Совета экономического планирования не были оформлены в долгосрочную промышленную политику, так как прави­тельство с недоверием относилось ко всем формам централизован­ного планирования. Тем не менее весьма быстрые темпы восста­новления хозяйственного потенциала страны можно отнести к одной из заслуг лейбористской политики, основанной на укреп­лении системы государственного регулирования. Среди достиже­ний правительства лейбористов следует отметить и активизацию социальной политики государства, которая выразилась во введе­нии новой системы социального страхования, развитии муници­пального жилищного строительства и др. Однако социальная по­литика государства ограничивалась серьезными бюджетными про­блемами. На нее повлияла череда кризисов, среди которых выделяется упоминавшийся выше валютный кризис 1949 г., по­влекший за собой девальвацию фунта стерлинга и развитие ин­фляции.

Пришедшее к власти в конце 1951 г. консервативное правитель­ство первоначально не вторгалось в сложившуюся структуру государственной собственности, оставило без изменений соци­альную политику, однако отказалось от проведения инвестицион­ной программы лейбористов по реконструкции национализиро­ванных отраслей. Лишь в 1953 г. правительство У. Черчилля при­ступило к приватизации предприятий металлургической промышленности и автодорожного транспорта. В условиях затяж­ной рецессии консерваторы стремились сократить уровень госу­дарственных расходов, сбалансировать бюджет, снизить уровень инфляции. Несмотря на постоянно сокращавшиеся темпы эконо­мического роста, уменьшавшиеся относительные показатели доли Англии в мировом промышленном производстве, дефицитное состояние внешней торговли и т.д., характерные для 1950-х тт., па­раллельно шли позитивные структурные изменения в экономике, велась активная модернизация отраслей на основе достижений НТР, происходило усиление инвестирования НИОКР. Одним из результатов этого явился быстрый рост промышленного производ­ства, достигший 12% в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

Важными факторами промышленного роста 1950-х гг. стали ак­тивизация военной политики страны в условиях распада колони­альной империи, гонка вооружений в рамках блока НАТО, про­тивостоящего СССР и социалистическим странам, а также попыт­ка отстоять индустриальное лидерство на фоне растущей мощи ФРГ, Франции и Общего рынка. Однако по всем названным направлениям консерваторы потерпели неудачу, что и определило в конечном счете возвращение во власть лейбористов в 1964 г.

Лейбористские правительства вновь активизировали соци­альную политику государства, сделали существенные шаги в сто­рону сближения с ЕЭС, провели реприватизацию предприятий черной металлургии и транспорта. На протяжении 1970-х гг. про­исходило расширение сектора смешанной экономики. Его разви­тие вновь заставило обратить внимание на проблему введения плановых основ в хозяйственном регулировании. Еще в 1962 г., в период правления консерваторов, начал осуществляться переход к системе индикативного планирования, о чем свидетельствова­ло создание Национального совета экономического развития, а также Национального бюро экономического развития, в функции которых входила независимая от государства разработка хозяй­ственных планов. В 1964 г. во всех отраслях экономики возникли отраслевые комитеты экономического развития. Считая, что ры­нок капиталов в состоянии самостоятельно мобилизовать ресур­сы для структурной перестройки промышленности, государство оставило за собой только одну функцию индикативного планиро­вания, а именно: придавать мероприятиям, направленным на ускорение экономического роста, необходимую гласность (так на­зываемое психологическое планирование).

Наряду с этим государство использовало испытанные формы регулирования, активно воздействуя на динамику накопления, норму процента, применяя финансово-кредитные инструменты. Правительство активно вмешивалось в отношения между трудом и капиталом путем регулирования темпов роста заработной пла­ты. Однако активизация этатистских элементов в политике госу­дарства, сыгравшая в целом позитивную роль в период с конца 1940-х по 1970-е гг., дала противоположный результат. Экономи­ка Великобритании, как и хозяйство ведущих индустриальных стран, вступило в полосу глубокого структурного кризиса.

2.Франция.

Война и оккупация нанесли серьезный ущерб наци­ональному хозяйству страны. В весьма непростых внутриполити­ческих условиях, характеризовавшихся острой борьбой правых и левых сил, Франции удалось довольно быстро пройти период пос­левоенного восстановления экономики и выйти на довоенные показатели к окончанию 1940-х гг.

Одной из отличительных черт экономики Франции в после­военный период стал значительный рост государственного участия в хозяйственной жизни. Так, в 1945—1947 гг. под давлением левых сил была проведена широкомасштабная национализация, коснувшаяся 1/5 части промышленного сектора. К моменту при­хода к власти Шарля де Голля (1958) в руках государства находи­лось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и электроэнергетики, более 40% ав­томобильной промышленности. Помимо этого государство про­водило активное финансирование НИОКР в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железны­ми дорогами, крупными военными предприятиями, держало акции ряда авиационных и морских транспортных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, а его доля в создании ВНП определялась приблизительно в 13%.

Неудивительно, что Франции принадлежал приоритет в при­менении метода индикативного планирования, осуществлявшего­ся с 1946 г. через специальный орган — Генеральный комиссари­ат по планированию. Плановые начала в экономической поли­тике получили развитие в период правления Ш. де Голля и последующих голлистских правительств. Каждая пятилетка опре­деляла основные хозяйственные приоритеты. Первый пятилетний план (1947—1953) был нацелен на восстановление хозяйства и мо­дернизацию национализированного сектора. Укрепление конку­рентоспособности частных фирм стало основной задачей второго плана (1954-1957). В годы третьего плана (1958-1961) происхо­дил переход от политики протекционизма к режиму «открытой экономики». В 1960-е гг. был взят курс на создание фирм-гиган­тов европейского типа. В 1971—1975 гг. осуществлялся шестой пя­тилетний план, в котором предусматривалось создание нацио­нальных компаний международного масштаба, а также уделялось повышенное внимание увеличению нормы прибыли и стимули­рованию накоплений. Симптоматично, что седьмой план, пришед­шейся на кризисные годы (1976—1980), провозглашал политику «промышленной переориентации».

Хотя планирование во Франции носило индикативный харак­тер, в отношении государственного сектора планирующие орга­ны наделялись значительными властными полномочиями. В це­лом экономическая политика, проводившаяся во Франции до на­чала 1980-х гг., получила название политики индикативного планирования. Ее отличительными чертами являлись: прямые ад­министративные методы вмешательства в хозяйственную жизнь (контроль над ценами, широкая кредитная деятельность государ­ства, эмиссия ценных бумаг и др.); активная предприниматель­ская деятельность государства, владевшего значительной частью промышленных и транспортных предприятий; индикативное пла­нирование.