Смекни!
smekni.com

Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны (стр. 5 из 10)

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, од­нако жесткость условий реформы определила в начальный пери­од преобразований в целом негативное отношение к ней, вызы­вало острую критику правительства, особенно в периоды инфля­ционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг.

Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, пра­вительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских това­ров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою оче­редь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяй­ствованию. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения в условиях сохранявшегося дефицита на потребительском рынке стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определи­ли повышенное внимание государства к развитию мелкого и сред­него предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обес­печило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей на­полняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ был пройден к 1954 г., ког­да уровень производства в ФРГ в два раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы эко­номического роста в Германии были самыми высокими среди раз­витых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколь­ко на невысокий исходный уровень, с которого началось возрож­дение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедли­лись, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузда­нию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обес­печивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950—1960-е гг. был назван «немец­ким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передо­вых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал стра­ны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие тради­ции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйствен­ный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интегра­ции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хо­зяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому начиная с 1970-х гг. страна, нахо­дящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модерниза­ции высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в усло­виях второго этапа НТР.

4. Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии. «Японское экономическое чудо»

Систему современных мировых хозяйственных отношений не­возможно представить без мощного центра деловой активности в лице передовых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. История становления и развития этого региона неразрывно свя­зана с экономикой Японии, потерпевшей сокрушительное пора­жение в войне и сумевшей достичь феноменального успеха в об­ласти экономического развития в послевоенный период, которое принято называть «японским экономическим чудом». Японская модель стала предметом пристального изучения и подражания, прежде всего для так называемых «азиатских драконов» и даже, несмотря на азиатский кризис конца XX в. — начала нынешнего столетия, до сих пор сохраняет привлекательность для стран «тре­тьего мира».

Состояние экономики Японии, как и Германии, к моменту окончания войны можно назвать катастрофическим. Огромные потери и разрушения отбросили национальное хозяйство страны к уровню конца XIX в. Достаточно сказать, что уровень промыш­ленного производства не достигал и 30% показателя 1935 г. Хо­зяйственный хаос усугублялся политикой полного безразличия ок­купационных властей США к тяжелому состоянию недавнего про­тивника и отсутствием каких-либо четких планов восстановления его хозяйства. Толчком к послевоенному возрождению Японии явились политические события в Китае, где к власти пришли ком­мунисты. Это обстоятельство заставило США пересмотреть отно­шение к Японии и принять так называемый обратный курс Дж. Доджа и К. Шоупа. Обратный курс преследовал, главным об­разом, геополитические цели — создание противовеса коммунистическому Китаю и освободительному движению в странах Юго-Восточной Азии, ориентировавшихся на СССР.

Американская программа экономической стабилизации пре­дусматривала ликвидацию колоссального дефицита бюджета в основном за счет повышения уровня налогообложения, сокраще­ния его расходной части, ограничения кредитования и девальва­ции национальной валюты. Эти мероприятия позволили несколь­ко нормализовать состояние финансово-кредитной системы, остановить гиперинфляцию. Одновременно государство сняло с себя функции контроля над ценообразованием, отказалось от под­держки убыточных предприятий и т.д. Нормализация в финансо­вой сфере способствовала выходу японских компаний на внешний рынок.

Однако главными точками реформ в условиях послевоенной разрухи стали мероприятия по кардинальному изменению тради­ционного политического, общественного и хозяйственного укла­дов восточной страны. Послевоенная модернизация экономики началась с аграрной реформы 1946—1950 гг. В ходе ее государство выкупало землю у помещиков и продавало крестьянам. В силу демографической и ресурсной специфики Японии основную массу новых владельцев земель составили малоземельные крестьяне, так как размеры участков ограничивались одним гектаром, что не по­зволяло говорить о рыночной ориентации новых «японских фер­меров». Однако реформа имела далеко идущие социально-эконо­мические последствия. Во-первых, в ходе ее проведения факти­чески ликвидировался рудимент феодального общества в лице лишившихся земли помещиков, что способствовало модернизации социальной структуры страны. Во-вторых, значительная часть населения получила возможность обеспечивать себя продуктами питания и частично удовлетворять потребности внутреннего рын­ка. Наконец, в-третьих, в ходе аграрной реформы происходил рост уровня предложения на рынке труда как результат ухода части крестьян в города, что, в свою очередь, позволяло сохранять уро­вень заработной платы и поддерживать небывало высокий уровень накопления (т.е. высокий уровень инвестиций). Последнее обсто­ятельство явилось одной из важнейших основ как «японского чуда», так и успехов стран, выбравших этот вариант развития. Следует добавить, что одним из источников дополнительных средств, направляемых на модернизацию национального хозяй­ства, были минимальные в сравнении с ведущими странами во­енные расходы, ограниченные конституцией 1% ВВП.

Одной из первых реформ модернизации структуры хозяйства стало упразднение дзайбацу (1947—1948), которые представляли собой крупные холдинги, контролировавшие деятельность отрас­левых концернов. Этот акт «возмездия» преследовал цель уничто­жения структур, составлявших былую военную мощь император­ской Японии, а также являвшихся основами господства японской аристократии, поскольку дзайбацу складывались как «семейные концерны», где руководящие роли играли представители правив­шей династии. Помимо этого упразднение дзайбацу ликвидиро­вало предельно монополизированный хозяйственный режим, ха­рактерный для довоенного периода, что создавало необходимые основы для развития конкуренции. По закону 1947 г. впредь пре­следовались попытки создания монопольных структур, прежде всего холдингов. Антимонопольная реформа, проведенная амери­канской администрацией, фактически не получила дальнейшего развития.

Стратегическая линия «индустриального императива», приня­тая правительством Японии в начале 1950-х гг., выражалась в го­сударственном покровительстве, скрытом финансировании веду­щих отраслей промышленности, что способствовало постепенному возрождению упраздненной структуры дзайбацу в виде основ­ных субъектов современного хозяйства кейрецу (финансово-про­мышленных групп). Своеобразие организационной структуры японской экономики явилось важнейшей причиной ее взлета в 1950—1970-е гг. Несмотря на кажущийся либеральный режим японской модели, где роль государства незначительна, через его бюджет проходит треть ВВП, что сопоставимо с аналогичным по­казателем в США, государство осуществляет патронирование кей­рецу прежде всего на внешних рынках, а это предполагает ответ­ное следование планам государства.

В 1955 г. было создано Агентство национального планирования. Его главными задачами являлись составление прогноза развития хозяйства страны, определение необходимых темпов экономичес­кого роста и разработка программ долгосрочного инвестирования. С 1955 по 1977 г. было разработано и реализовано семь индика­тивных планов, на основе которых осуществлялась структурная ре­форма приоритетного промышленного сектора хозяйства. Объек­том особого внимания стали сталелитейная и химическая отрас­ли, цветная металлургия, судостроение, вышедшее на первое место в мире, и нефтяная отрасль. С конца 1950-х гг. особенно интен­сивно развивались металлургия и нефтехимия, производство син­тетических волокон, электротехника, автомобилестроение, бытовая электроника (с начала 1970-х гг. Япония стала мировым лидером в этой отрасли). Японское правительство через Министерство тор­говли и промышленности проводило активную политику в области промышленных исследований и инноваций на основе стимулиро­вания импорта иностранных технологий, поощрения экспорта го­товой продукции. Важную роль в обеспечении быстрых темпов роста играла кредитная политика государства, способствовавшая удержанию банковских учетных ставок на сравнительно низком уровне, что облегчало доступ хозяйствующих субъектов к кредитам, подстегивало темпы инвестиционного процесса.