Смекни!
smekni.com

Особенности переходной экономики (стр. 2 из 4)

Опыт 1990-х гг. показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно ориентированный на кратко- и среднесрочные интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет о капиталоемких высокотехнологических отраслях с длительным производственным циклом.

В ходе трансформации централизованно планируемой экономики можно выделить несколько этапов реформирования российских предприятий:

1. Этап, ориентированный на совершенствование существующих субъектов экономики в рамках сохраняющейся планово-распределительной системы хозяйствования.

2. Этап формирования субъектов рыночной экономики.

3. Современный этап реструктуризации предприятий.

Снятие ограничений на создание новых предприятий и на размеры частных предприятий резко ускорили институциональные изменения в экономике. Значительно возросло количество и усилилось многообразие предприятий. Если в середине 90-х гг. в Едином государственном регистре предприятий и организаций насчитывалось 1946 тыс., то в 2004 г. – уже 3106 тыс.

В ряду многих мер, предусмотренных новой программой аграрных преобразований, важнейшей стало форсированное разгосударствление и приватизация социалистических предприятий, в том числе в аграрном секторе экономике. Впервые была поставлена сверхзадача – не только коренным образом изменить прежнее организационное и технологическое строение АПК, но и осуществить это в условиях перехода к рыночной экономике. После революции 1917 г. это был один из наиболее рискованных экспериментов. По своим последствиям для АПК России реформы 1990-х гг. оказались значительно радикальней и разрушительней. Основной причиной этого стало желание демократического правительства решить не столько экономические, сколько политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших.

В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались:

· реорганизация колхозов и совхозов,

· развитие предпринимательства,

· создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.

Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили большую часть товарной продукции, практически оказались «вне закона».

В настоящее время на базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 13,3 тыс. акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, около 2,2 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, 0,8 тыс. ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,2 тыс. коллективных сельскохозяйственных предприятий. Формируется также фермерский сектор, который насчитывает до 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельства собственности на землю получили 95,5% сельскохозяйственных предприятий, а также более 8 млн. граждан страны (71,6% от общего числа владельцев земельных долей).

Сегодня в частной собственности находится уже 136 млн. га, что составляет 62% от всех сельхозугодий. При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности в руки эффективных пользователей. Пока таких механизмов не создано, поэтому значительная часть земель и основных средств без всякого использования находится у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств.

К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га земель. Вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, растут площади закисленных почв. Продолжается техническая деградация аграрного сектора. Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечем будет выполнять механизированные работы.

Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства. Даже в 2000 г., когда экономическая ситуация на селе несколько улучшилась, 55% сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственные капитальные вложения сократились в 20 раз.

Формирование рыночной аграрной структуры на основе реорганизации колхозов и совхозов являлось в первую очередь политической задачей и не могло помочь в решении экономических трудностей. Рост числа фермерских хозяйств и создание на базе колхозов и совхозов новых форм хозяйствования не смогли нейтрализовать разрушающего действия диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения государства от выполнения многих объективно необходимых функций управления.

Порочной представляется сама идея фермерства как политического и идеологического противовеса прежней социалистической структуре, а не как обычного атрибута рыночной экономики и средства пополнения продовольственного фонда страны и доходов сельского населения. Идея же фермерства в качестве единственно приемлемой и наиболее эффективной формы аграрного производства для России была не просто ошибочной, но и пагубной. Практика России подтвердила, что без создания соответствующих условий и инфраструктуры, идея «фермеризации» сельского хозяйства обречена на провал. Сейчас 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечивают порядка 2% валовой подукции сельского хозяйства, используя при этом более 5% площади сельхозугодий.

Отсутствие научно-обоснованной программы начатых преобразований, соответствующих механизмов проведения реформы создает угрозу аграрным преобразованиям в России. В настоящее время агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.

2. Современные особенности экономики России и пути ее развития

Только в последние несколько лет в экономике РФ появились признаки стабилизации и увеличения промышленного производства. Это явление во многом связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г. и благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть. Дефолт, девальвация и высокие цены на нефть смягчили остроту проблем, связанных с недостатками реформирования национальной экономики. Но в целом многие экономические и социальные проблемы страны еще остаются нерешенными.

За счет экспорта в России формируется порядка 90% прироста промышленного производства. Впрочем, сама по себе высокая внешняя зависимость экономического роста в России не является уникальной. Во многих развитых странах мира (Бельгии, Ирландии, Голландии) доминирование экспорта в структуре факторов роста не меньше. Главной особенностью отечественной хозяйственной динамики является минимальный уровень диверсификации экспортных потоков, преобладание в их составе топливных и сырьевых ресурсов. Согласно данным Госкомстата, на готовую продукцию приходится лишь 9,2% российского экспорта, тогда как на минеральные продукты – 56,7% и на продукцию металлургического комплекса – 15,3%. Именно сырьевая направленность российского экспорта ставит хозяйственную динамику в зависимость от малейших колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры и сезонности спроса.

Нефтедолларовые дожди играют в России противоречивую роль. С одной стороны, обеспечивают бюджетное благополучие государства, экономический рост. Но, с другой стороны, они держат правительство в инерционном состоянии. Экономика движется на основе конъюнктурных недолгосрочных факторах. Экономически прогрессивные факторы не задействуются.

В России финансовая система в гораздо меньшей степени, чем в рыночных экономиках, вовлечена в инвестиционные процессы реального сектора. Доля капитальных вложений, осуществляемых из собственных средств, составила в нашей стране, по данным Госкомстата, 48,7%, удельный вес кредитования в ВВП не превышает 10,8%. При этом даже предоставляемое рыночное финансирование почти полностью приходится на экспортные предприятия и осуществляется, главным образом, в рамках тесных межфирменных взаимоотношений. Доля экспортеров в объеме кредитования банковской системой составляет 80% (состояние на 2005 г.).

Как результат, большинство отечественных компаний оказалось перед необходимостью создания своих механизмов стабилизации производства и капитальных вложений, главным из которых, на наш взгляд, является ценовой. В отсутствии достаточного по размеру финансового сектора и высокой нестабильности собственных денежных доходов единственной возможностью для предприятий является привлечение ими внешних финансовых ресурсов контрагентов. Этого удается достичь благодаря неодинаковой динамике цен. Однако возможности повышения цен для разных отраслей далеко неодинаковые. И если постоянные попытки ускоренного повышения цен со стороны естественных монополий часто оказываются успешными, то для большинства отраслей, ориентированных на внутренний спрос, реализация такой политики затруднена ввиду крайне низкого уровня конкурентоспособности продукции. Доля производственных мощностей, не позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, составляет, по данным Минэкономразвития, в легкой промышленности более 40%, а в машиностроении и металлообработке – почти 32%. Причем в силу ограниченности возможностей отечественных производителей по выпуску качественной продукции, от 50% до 80% ассортимента по различным товарным группам формируется за счет импортных поставок.