Смекни!
smekni.com

Прогноз применения цифровых технологий в кинематографе (стр. 3 из 6)

Рассмотрим в таблице 2.1. ранжирование крупнейших кинотеатров Санкт – Петербурга по количеству имеющихся залов.

Таблица 2.1. Крупнейшие кинотеатры Санкт - Петербурга по количеству залов (на 2008 год)

Место 2008 Место 2007 Оператор сети К/т Залы Доля рынков по кол-ву залов
1 2 3 4 5 6
1 1 Кронверк Синема 7 39 26%
2 2 Каро Фильм 5 29 20%
3 - Rising Star Media 1 14 9%
4 5 Мираж Синема 3 12 8%
1 2 3 4 5 6
5 3 Синема Парк 1 9 6%
6 4 Роскино 1 8 5%
7-8 - Русское поле 1 6 4%
9 - Июнь Синема 1 5 3%
10 7 Киномакс 1 4 3%
Итого у этих операторов 22 132 89%
Всего в Москве 32 148 100%

Исходя из данных таблицы 2.1. следует, что, несмотря на появление нового сильного игрока на кинорынке Санкт-Петербурга — компании Rising Star Меdiа, сразу занявшей третье место в рейтинге операторов киносетей города, — главные позиции на рынке уже несколько лет удерживают постоянные лидеры: «Кронверк Синема» и «Каро Фильм», Открытие кинозалов в ТРК «Ульянка» позволили сети «Мираж Синема» не только удержать свои позиции на кинорынке, но и повысить свой рейтинг среди киносетей города. Имеющим по одному кинотеатру в Санкт - Петербурге компаниям «Синема Парк», «Роскино», и «Киномакс» не удалось сохранить за собой прежние высокие места; тем не менее, в десятке лидеров они остались. А вот «Джем Холл» с двумя однозальниками, также как «Газпром - Медиа» (кинотеатр «Кристалл Палас») и компания «Стэк» («Новый Рубеж»), были вытеснены из списка лидеров после появления новых операторов «Июнь Синема» и «Русское поле».

Наблюдается следующая тенденция увеличения числа кинотеатров в регионах:

- 31.12.2007—486 кт / 857 экранов, 55кт / 231 экран в ТЦ;

- 30.06.2008—493 кт / 891 экран, 60 кт / 256 экранов в ТЦ, [1].

С 1 января 2008 года в регионах России было открыто 14 кинотеатров и 44 кинозала. Были закрыты 9 залов в 7 кинотеатрах, т.е. сегодня присущая столичным кинорынкам в недавнем прошлом тенденция закрытия современных киноплощадок достигла регионов. Однако, в отличие, например, от московских кинотеатров, в большинстве своем полностью прекращавшим деятельность по оказанию услуг кинопоказа, кинозалы в регионах закрываются на реконструкцию.

В таблице 2.2. представлен рейтинг городов – миллионников по количеству современных кинозалов на 2008 год.

Таблица 2.2. Рейтинг городов – миллионников по количеству современных кинозалов на 100 тыс. жителей на 2008 год (Московский регион = 100%)

Место июнь 2008 Место 2007 Место 2006 город Численность населения (тыс.чел) Кол-во кинотеатров Кол-во залов Кол-во экранов на 100 тыс. жит. % от уровня Московского региона
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 1 10 Казань 1112,7 12 45 4,04 132%
2 3 3 Санкт - Петербург 4580,6 32 148 3,23 105%
3 2 1 Московский регион 11645,8 97 358 3,07 100%
4 4 2 Екатеринбург 1308,4 9 34 2,60 85%
5 6 9 Челябинск 1093 10 27 2,47 80%
6 5 4 Новосибирск 1397 12 30 2,15 70%
7 7 11 Самара 1143,3 8 24 2,10 68%
8 8 8 Уфа 1029,6 6 20 1,94 63%
9 9 6 Ростов – на – Дону 1054,9 7 19 1,80 59%
10 10 5 Волгоград 991,6 5 17 1,71 56%
11 11 7 Нижний Новгород 1283,6 12 19 1,48 48%
12 12 12 Пермь 993,3 4 9 0,91 29%
13 13 13 Омск 1138,8 5 9 0,79 26%

Исходя из данных таблицы 2.2. видно, что Санкт – Петербург занимает второе место среди крупнейших городов России. И хотя с 2006 по 2007 года никакого существенного развития не происходило, к 2008 году Санкт – Петербург уже заметно улучшил свои позиции.

Отметим также, что в первом полугодии 2008 г. первой десятке фильмов удалось получить уже свыше 46% кассового сбора России (по итогам 2007 года этот показатель составил 35,7%). Основная причина этого кроется в растущих тиражах релизов, следующих один за другим: масштабные премьеры вытесняют не только друг друга после одной - двух недель проката, но и не допускают менее разрекламированные картины на экраны большинства городов страны. Так, если в США, где общее число кинозалов составляет около 38,8 тысяч, крупные блокбастеры выходят на 10% экранов (от 3500 до 5500 копий), то в России масштабные релизы в среднем выпускаются тиражом около 600 копий, что составляет более 40% экранов страны, [1].

Системы IМАХ и SimЕх 4D становятся все более распространенными в России, причем не только в столицах. Цифровая кинопроекция, предоставляющая возможность показа стереофильмов и трансляции в кинотеатрах альтернативного контента, также распространяется все быстрее. Однако стоимость подобного оборудования достаточно высока (по сравнению с пленочным), а ограниченное количество контента для цифровых залов увеличивает сроки его окупаемости, [1].

Подводя итоги главы 2.1. видим, что анализ динамики кассовых сборов за последние два года наглядно демонстрируют зависимость бизнеса кинотеатра от репертуара. И все проблемы, которые последние годы были на заднем плане, проявляются с новой силой: низкая коммерческая отдача большинства российских фильмов, отсутствие реальных возможностей для кинотеатра гибко программировать свой репертуар, «сужение» репертуара кинотеатров, и, наконец, отсутствие рекламных возможностей для кинотеатра демонстрировать альтернативный контент.

2.2 Анализ предпочтений кинозрителей по различным критериям в столице и регионах

Проанализируем точку зрения столичных и региональных кинозрителей по различным критериям:

Опрос выявил существенные различия в степени активности потребления услуг досуговой сферы постоянными посетителями кинотеатров. Респондентам был предложен выбор из нескольких возможностей проведения досуга — необходимо было указать предпочтительные варианты, которые представлены на рис. 2.1, [3].

В результате жители Северной столицы оказались более активными пользователями услуг развлекательных центров. При этом наибольшую степень интереса в столице зрители проявили к таким видам отдыха, как поход в театр или на концерты, посещение парка аттракционов или спортивных мероприятий.

Важное значение для владельцев кинотеатров имеет степень развитости рынка пиратской видеопродукции в регионе, а также приверженность жителей города к различным способам просмотра фильмов, которые показаны на рис. 2.2, [3].

Сравнение излюбленных способов просмотра фильмов в провинции и столице, отображённых в рис. 2.2., показывает, что незначительные расхождения наблюдаются относительно просмотра фильмов в кинотеатре (кинозрители Санкт-Петербурга здесь оказались немного более активны), по телевизору, а также скачанных из Интернета (здесь зрители в регионах проявили меньшую сознательность). Более существенные отличия (от 10%) обнаружились в отношении использования видеопродукции, причем в Северной столице более популярными оказались не только лицензионные, но и пиратские DVD.

Уровень конкуренции кинотеатров очень велик, тем более жителей столицы трудно удивить постоянно меняющимся репертуаром кинотеатров, состоящим из последних самых громких новинок, это скорее подойдёт для жителей регионов.

В то же время все прочие факторы, представленные на рис. 2.3., в регионах влияют на выбор зрителей в большей степени, нежели в столице: от наличия конкретных фильмов в репертуаре того или иного кинотеатра до времени сеансов, удобных для посещения. Наибольшая же разница между столицей и провинцией наблюдается в отношении экономического фактора: уровень цены билета для региональных зрителей на 12% более важен, чем в столице, [3].

Из рис. 2.3. видно, что в первую очередь зритель предпочтёт кинотеатр, удобный ему по местоположению на карте города. Также, и в регионах и в столицах, часть горожан обращают особое внимание и на уровень обслуживания посетителей в том или ином кинокомплексе.

А вот различия – притом весьма существенные – опять обнаружились в экономической сфере: высокая цена кинобилета на 22 % больше препятствует походу в кино в регионах. А в столице кинотеатрам в большей степени составляют конкуренцию другие виды развлечений, представленные на рис.2.4.,[3].

Исходя из рис. 2.4. видно, что столичные зрители выразили солидарность с жителями регионов относительно нехватки времени, а также того, что качество обслуживания в кинотеатрах отпугивает лишь незначительное число респондентов. Кроме того, жители регионов и столицы недовольны отсутствием в репертуаре кинотеатров интересных им фильмов или предпочитают смотреть кино в домашних условиях.