Смекни!
smekni.com

Политико-правовые учения ислама (стр. 4 из 7)

« Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписа­ний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяют­ся на пять основных категорий:

обязательные, за невы­полнение которых следует наказание;

рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные);

дозволенные;

предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые);

запрещенные, наказуемые.

Очень важно при оценке того или иного действия намерение: подчас со­вершенное действие оценивают не столько с точки зре­ния свершившегося факта, сколько с точки зрения цели, намерения совершавшего действие.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека

Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас" (4.62).

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.

Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм

Предписания и запреты ислама. К числу предписании шариата относятся нормы, касающиеся прав и положе­ния женщины. Об этих правах точнее, о бесправии жен­щин в исламских странах известно немало. Официаль­ная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средст­ва содержать их), не считая рабынь-наложниц, количе­ство которых практически не ограничено. Кроме того,

..муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена права па развод не имеет, она обя­зана соглашаться с любым решением мужа, в том чис­ле и в случае развода. Жена и рабыня должны соблю­дать верность своему господину, прелюбодеяние жесто­ко карается. Правда, практика побивания неверной жены камнями — это более норма адата, чем официально канонизированного шариата. Однако в случае, если не­верность жены доказана, подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к про­винившейся.

Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафикси­рованы и определенные права женщины—как граж­данские, так и имущественные. Так, женщину, в том чис­ле и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае раз­вода с женой, продажи рабыни), если последний нуж­дается в ее уходе. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с мате­рью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За жен­щиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании,, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за жену, калым,—это тоже более практика адата, чем канони­ческая норма шариата, женщин, в том числе и мало­летних девочек, их родственники часто продавали, да­рили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену.

Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные затворничество женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на людях. Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо ответственной деятельности.

Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Хоть этот запрет соблюдался не очень строго, он всё же оказывал своё воздействие и являлся регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты. Как и иудеи, мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены так же азартные игры: азарт сминает человека, отвлекает его от обязанностей, в том числе и от обязательной пятикратной молитвы.

К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет этого рода, ведший своё начало от борьбы с идолопоклонничеством язычников, в исламе был доведён до логического конца. И хотя в живописи он соблюдался очень строго (всегда существовало искусство миниатюры с изображениями небольших фигурок людей и животных), он оказал своё влияние на характер исламского искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом. Зато и архитектура и орнамент достигли высокого развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети – подлинные шедевры мировой культуры.

2.2 Школы и течения мусульманского права

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов.