Смекни!
smekni.com

Свободные экономические зоны (стр. 16 из 35)

Инвесторам иностранных фирм в СЭЗ Хайнань предоставляются скидки на арендуемую землю. Они дифференцируются в зависимости от качества земельных участков и состава арендаторов. Особое предпочтение отдается китайской диаспоре.

Порядок сдачи земельных участков в аренду регулируется "Временными положениями о комплексном подряде на освоение и использование земельных участков иностранными инвесторами", утвержденными Госсоветом КНР в 1990 г.

В функционировании СЭЗ Китая большая роль принадлежит банкам. Там международными операциями занимаются преимущественно Банк Китая и Китайская международная трастово-инвестиционная компания (СИТИК). Вместе с тем право ведения валютных расчетов предоставлено и другим банкам, как чисто китайским, так и иностранным и смешанным.

Все банки, расположенные в СЭЗ, ведут операции с депозитами, акциями, другими ценными бумагами в инвалюте. Им разрешается создавать инвалютные рынки, занимать или давать в долг инвалюту другим СЭЗ Китайской Республики.

В китайских СЭЗ весьма активно работают иностранные банки. Они ориентированы на международный бизнес, обслуживают СП и зарубежные фирмы. Им разрешено заниматься: финансированием внешней торговли и отдельных проектов; кредитованием в валюте и приемом депозитов от СП; валютными конверсионными операциями; обслуживать китайские предприятия и организации с некоторыми ограничениями.

Как правило, иностранным банкам запрещены операции в китайской национальной валюте (за исключением открытия трансфертных счетов при осуществлении купли-продажи СКВ по поручению клиентов).

Валютное регулирование в Китае осуществляет Государственное управление валютного контроля (ГУВК), действующее в системе Национального банка Китая. В распоряжении всех банков, зарегистрированных в Китае, имеется единый межбанковский валютный рынок, в рамках которого продается и покупается инвалюта.

Таким образом, можно выявить следующие особенности китайских СЭЗ:

1. Поэтапное создание и становление.

2. Широкое использование иностранных инвестиций.

3. Важнейший отраслевой приоритет – промышленное производство.

4. Экспортно-производственная ориентация.

5. Привлечение в производство импортного сырья.

6. Китайская налоговая система дифференцирована по региональным особенностям.

7. Управление с участием местных и центральных органов власти.

8. Включение обширных национальных регионов.

9. Сочетание рыночных отношений с социалистическими ценностями.

Китайские реформы, составной частью которых являются СЭЗ, внесли серьезный вклад в хозяйственную жизнь этой страны. Безусловно, практическое воплощение политики внешней открытости идет не всегда гладко. Но в целом возникающие на этом пути трудности и проблемы удается преодолевать в такой степени, что сохраняется общая поступательная динамика.

Самое главное – достигнуты цели создания СЭЗ: заметно повысился уровень иностранных инвестиций (иностранные инвестиции в СЭЗ составили около 20 млрд. долл. [13, 161]); возросло число рабочих мест и уровень заработной платы; достигнуты высокие показатели экспорта продукции (специальные и особые экономические зоны дают 20% всего экспорта Китая [13, 161]); получили развитие отсталые регионы страны.

3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран

3.3.1. Бразилия

Бразильская свободная экономическая зона "Манаус" была организована в 1957 г. на территории Бразилии в пределах одного города Манаус, а в дальнейшем значительно расширилась и охватила всю Западную Амазонию (занимает 2,2 млн. кв. км).

Созданная в малонаселенном и отсталом регионе, СЭЗ была ориентирована на привлечение иностранных и национальных инвестиций, с помощью которых власти Бразилии намерены были реализовать свою региональную политику – экономическое освоение обширных территорий глубинки. Для СЭЗ "Манаус" был установлен особый режим беспошлинного ввоза и вывоза почти всех товаров. Иностранные и национальные инвесторы зоны освобождались от уплаты налогов на прибыль, на промышленные изделия и обращение товаров, а также от всех налогов и сборов, обычно взимаемых при импорте машин, оборудования, частей и материалов, используемых в процессе производства, при условии, что все средства, высвободившиеся таким образом, будут использованы в качестве реинвестиций на увеличение основного капитала. Все эти льготы, помимо таможенных пошлин, предоставлены на 55 лет – до 2013 года.

Региональная политика правительства Бразилии, проводимая в зоне, обеспечивала там интенсивное развитие промышленности, которая уже в 90-х годах была представлена 30 отраслями, включая электронику, оптику, точное приборостроение, химию, деревообработку, текстильное, бумажное, машиностроительное и металлургическое производство.

В СЭЗ "Манаус" создано 577 промышленных фирм с числом занятых 76 тыс. и с объемом продаж готовой продукции в 7 млрд. долл. [13, 220]. Льготные налоговые и таможенные режимы привлекли в зону компании "Kodak", "Olivetti", "Sharp", "Xerox", "Phillips", "Sony" и многих других, которые, используя богатую сырьевую базу и дешевую рабочую силу, создали в Бразилии свои производственные филиалы. В результате в "Манаус" сформировался самый крупный не только в Бразилии, но и в Латинской Америке центр электронной промышленности.

Важнейшей особенностью зоны по сравнению с аналогичными структурами других стран Латинской Америки является то, что она, не являясь анклавной зоной, весьма серьезно интегрирована в национальную экономику.

В этом плане все предприятия зоны тесно связаны с национальными фирмами других регионов страны, поставляющих им комплектующие. Уже в 1989 г. она на каждый доллар импорта закупала компонентов на внутреннем рынке страны на 5,2 долл. Такая производственная связь образует механизм взаимозависимости между фирмами зоны и внезональными предприятиями, работающими на внутренний рынок. Последние поставляют узлы, детали, другие компоненты в зону.

Существует и обратный поток поставок: предприятия зоны поставляют свою продукцию внезональным фирмам для ее дальнейшей обработки и включения в конечный продукт, идущий на экспорт. В этом и заключается основное содержание и главная суть интегрированности СЭЗ "Манаус" в национальную экономику Бразилии. Указанный механизм дополняется еще одним обстоятельством: чем выше доля частей и компонентов национального производства в готовой продукции фирмы зоны, тем большие им предоставляются налоговые льготы.

Таким образом, механизм взаимозависимости хозяйственной деятельности удовлетворяет обе стороны: и тех, кто работает в зоне, и тех, кто занимается предпринимательством за ее пределами. А это, в конечном итоге, стимулирует развитие производства, повышает качество выпускаемых товаров и способствует техническому прогрессу. При существующем уровне интегрированности "Манаус" в национальную экономику Бразилии передача технологий осуществляется в значительных масштабах. Об этом весьма убедительно говорят факты: наличие в зоне крупного центра электронной промышленности способствовало созданию вне зоны в относительно короткие сроки промышленности по изготовлению средств информатики. Уже в 1984 г. власти Бразилии издали закон, запрещавший на 8 лет ввоз в страну микроэлектроники и ее компонентов и создание в этой отрасли предприятий иностранными компаниями. С помощью СЭЗ "Манаус" Бразилия по производству ЭВМ вышла на 7-е место в мире [13, 222].

"Манаус" – уникальная модель свободной зоны, которая отличается высокой степенью интегрированности в национальную экономику на основе внутриотраслевого разделения труда. Опыт организации и функционирования этой зоны может быть использован любой развивающейся страной.

3.3.2. Мексика

Пример Мексики интересен для России по многим причинам. Во-первых, по обеспеченности ресурсами Мексика в настоящее время вполне сравнима с нашей страной. Страна занимает четвертое место в мире по добыче нефти, первое по добыче серебра, одно из первых по добыче серы, графита, ртути, молибдена, цинка, свинца, меди и др. металлов.

Во-вторых, Мексика в последние годы демонстрирует вполне позитивные последствия активной интеграции в мировое хозяйство. Интеграция и открытость обеспечили доступ к международным рынкам капитала и помогли ей в короткие сроки преодолеть последствия жесточайшего кризиса 1994-1995 годов.

В-третьих, Мексика интересна и как пример возможности экономического возрождения при широком участии иностранного капитала. Правительство Мексики проводит последовательную политику стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность и добилось того, что в группе развивающихся экономик по размерам поступления притока прямых иностранных инвестиций в 1994-1998 годах Мексика вышла на второе место после Китая.

Большая роль в деле привлечения инвестиций отводится механизму экспортно-производственных зон, получивших в Мексике название "макиладорас" (исп. maquiladoras). Суть его – предложение иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В 1998 г. приток прямых иностранных инвестиций в этот сектор составил 3,5 млрд. долл., что составило почти 40% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Мексику [27, 34].

В Мексике на "макиладорас" создается 14% валового промышленного продукта страны (ВПП) и около 25% продукции обрабатывающей промышленности. Эти предприятия превратились в наиболее динамичный сектор развития экономики страны. Достаточно сказать, что если среднегодовые темпы прироста ВПП в 1990-1998 годах составляли 2,8%, темпы прироста производства продукции обрабатывающей промышленности – 3,7%, то производство на "макиладорас" росло в среднем на 9,9% в год [27, 34-35].