Смекни!
smekni.com

Свободные экономические зоны (стр. 7 из 35)

· опыт США и Великобритании по ведению особого бюджетного режима для административно-территориальных единиц, в границах которых образуются зоны свободного предпринимательства;

· возможность использования особых зон в качестве источников получения структурных и модернизирующих эффектов принципиально иного по сравнению с локальными зонами масштаба.

Рассматривая СЭЗ как объект управления необходимо подчеркнуть, что большинство СЭЗ представляют собой регион, характеризующийся определенными целями развития, инфраструктуры, хозяйственной специализацией и степенью влияния на национальную экономику. Исключение составляют режимные СЭЗ.

Это означает, что в рамках сложившихся административно-территориального разделения страны и государственного управления региональным развитием возникают новые территориально-экономические образования, требующие специфического механизма управления на всех уровнях иерархии.

С точки зрения управления СЭЗ всю совокупность зон можно разделить на две группы: локальные или точечные СЭЗ, занимающие небольшие территории (внешнеторговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие зоны и др.) и так называемые "суперзоны", формируемые в пределах целых городов или областей (примерами могут быть СЭЗ "Янтарь" в Калининградской области, специальные экономические зоны Китая). Обе группы СЭЗ имеют принципиально различные подходы к формированию системы управления. Для каждой из них можно выделить общие принципы, методы и формы управления СЭЗ. Но в то же время свободные зоны, относящиеся к одной группе, могут отличаться друг от друга целями создания, набором предоставляемых льгот и преференций, специализацией, инфраструктурой и т.д.

Сравнительный анализ механизма управления точечных СЭЗ и "суперзон" (см. табл.1.1. приложения) показывает очевидные преимущества первых. Это объясняется тем, что в пределах небольшой ограниченной территории экономические процессы становятся в большей степени управляемыми и регулируемыми, а механизм управления – более эффективным и гибким, чем в сложных, масштабных системах, которыми являются целые области или регионы. Это положение подтверждается мировым и российским опытом развития СЭЗ.

В частности, функционирование китайских специальных экономических зон и российских СЭЗ показало, что большинство поставленных целей и задач не было достигнуто, льготный и преференциальный режимы привели к значительным бюджетным потерям, поэтому в настоящее время их развитие пошло по пути формирования локальных образований различного типа (СТЗ, технополисы и др.), в которых четко определены цели создания СЭЗ, функции органов управления, создана гибкая организационная структура, реализуется эффективная система стимулирования.

Что же касается методов и принципов управления СЭЗ, специфические особенности каждой конкретной СЭЗ не влияют на систему управления в целом, а лишь в некоторой части изменяют содержание управленческой деятельности, вносят коррективы в соотношения различных элементов механизма управления СЭЗ.

Предложенная схема классификации СЭЗ упрощает процедуру выбора типа и вида зон, исходя из конкретных условий, целей и задач, которые намерены решать регионы-учредители с помощью таких организационно-территориальных образований.

2. Оффшорные зоны

Специфическую, по существу крайнюю позицию в общей совокупности свободных экономических зон занимают оффшорные зоны (англ. offshorezones). Первоначально они ориентировались на развитие туризма. Однако затем понятие оффшорной зоны расширилось и часто используется как синоним свободной экономической зоны, в связи с чем возникают терминологические разночтения и противоречия. Так как понятия "свободная экономическая зона" и "оффшорная зона" не тождественны, то остановимся подробнее на оффшорных зонах.

Оффшорные зоны следует понимать как специфические, существующие наряду со свободными экономическими зонами. Английское слово "offshore" переводится как "вне берега", "за пределами морской границы". Первоначально слово "offshore" использовалось как обобщенное название небольших островов у берегов Европы и Северной Америки. Для активного освоения этих территорий на них отсутствовали или устанавливались относительно невысокие налоги, чем привлекали иностранный капитал.

Сам термин "offshore" впервые появился на страницах американской прессы в конце 50-х годов и обозначал финансовую организацию, избежавшую правительственного контроля путем географической избирательности. Однако начало мирового оффшорного бума экономисты связывают с антиинфляционными мерами, предпринятыми Федеральной резервной системой Соединенных Штатов в 70-е годы. В частности, с серьезными ужесточениями резервных требований для банков. В результате крупные американские транснациональные компании для финансирования своих операций начали открывать собственные банки – филиалы за пределами США – сначала в Швейцарии, а затем и в других странах. С интенсивным развитием международного бизнеса вслед за банковскими стали появляться и другие оффшорные структуры – инвестиционные, страховые, торговые и т.д.

Росту оффшорного бизнеса способствовали те преимущества, которые имели владельцы таких компаний. К ним, в частности относятся: отсутствие или чрезвычайно низкие налоги, мягкий административный контроль, минимальная отчетность и удаленность от неблагоприятной рыночной среды своей страны, конфиденциальность. Гарантом последней является сам закон, предполагающий уголовное наказание за разглашение конфиденциальной информации, включая и истинные имена владельцев оффшорных компаний. Только судебное решение в стране регистрации оффшорной компании может обязать раскрыть секретную информацию, в том числе о личностях подлинных акционеров.

Местные секретарские, транспортные, юридические, бухгалтерские, аудиторские или иные фирмы или их служащие, как правило, выступают в качестве одного из директоров, секретаря или уполномоченного представителя оффшорной компании, получая за это весьма скромное вознаграждение. Но практически одно юридическое или физическое лицо обслуживает сразу несколько компаний. Большинство оффшорных центров, вполне легально предлагает услуги подставных директоров и акционеров, обеспечивающих анонимность истинных владельцев корпораций. Кроме того, оффшорные компании пользуются конфиденциальным банковским обслуживанием, услугами средств связи и т.д.

Даже такой краткий анализ оффшорного бизнеса позволяет дать определение, раскрывающее сущность и содержание этого бизнеса: классическая оффшорная компания – это корпорация, принадлежащая нерезидентам той юрисдикции, в которой она зарегистрирована, извлекающая прибыль вне ее пределов, не платящая налог на получаемую и распределяемую прибыль и управляемая из-за рубежа.

Из этого определения вытекают три основных признака оффшорных зон:

· оффшорная компания не должна вести коммерческую деятельность на территории, на которой она зарегистрирована;

· оффшорная компания, как правило, не платит налоги или выплачивает их по фиксированной или сниженной процентной ставке;

· в стране регистрации оффшорная компания для выполнения посреднических функций пользуется услугами секретарской фирмы, которая представляет интересы оффшора в различных официальных инстанциях.

Для наглядности указанные признаки оффшорных компаний рассмотрим на примере некоторых стран (см. табл.2.1. приложения).

Познакомившись с режимами функционирования оффшорных зон в Лихтенштейне, Мальте, Дубае и Багамских островах, мы видим некоторые национальные различия, а по отдельным позициям они даже диаметрально противоположны. Однако у этих стран есть и то общее, что ставит их в один ряд: основным признаком их оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Эти страны отражают три уровня существующего в мире оффшорного налогообложения: обычный, низкий и льготный. Налоговые льготы, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от их коммерческой деятельности.

Специфика организационно-юридического статуса оффшорного бизнеса позволяет осуществлять коммерческую деятельность в преференциальных условиях. Это приносит значительные выгоды участникам оффшорных компаний, которые с юридической точки зрения ничем не отличаются от других предприятий. Они являются полноправными субъектами хозяйственных правоотношений и могут осуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами. Главное в сущности таких компаний – нерезидентский статус. Все это помогает также решать проблемы занятости этих территорий. Как видим, сущность и основное содержание оффшорной компании в том, что она выгодна и тем, кто регистрирует и принимает иностранный капитал, и тем, кто его прячет, спасаясь от налогообложения своей страны.

В ряду важнейших оффшорных компаний можно выделить:

1. Торгово-посреднические компании, включающие экспортно-импортные, закупочные и дистрибьюторские фирмы.

2. Холдинговые компании: оперативно-холдинговые фирмы; инвестиционные фирмы; фирмы по владению недвижимостью; фирмы по владению объектами промышленной собственности; компании по владению судоходным транспортом.

3. Финансовые компании: оффшорные банки; фирмы общего страхования; финансово-посреднические фирмы; перестраховочные компании и др.

Оффшорными зонами являются:

Европа: Лихтенштейн, Андорра, Гибралтар, Ирландия, Монако, Швейцария, острова Гернси и Джерси, Кипр, Сарк, Мальта, Мэн, Мадейра. Центральная Америка: Панама, Коста-Рика, Бермудские острова, Каймановы острова, Виргинские острова, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, Барбадос, острова Терке и Кайкос, Аруба. Африка: Либерия, Маврикий. Океания: Науру, Фиджи, Западное Самоа. Юго-Восточная Азия: Гонконг, остров Лабуан (Малайзия), Сингапур. Ближний Восток: Бахрейн, Ливан.