Смекни!
smekni.com

Устойчивое развитие и глобальная миссия Украины (стр. 2 из 8)

Проблемы, нуждающиеся в решении, чрезвычайно сложны. Если их обобщить, то можно выделить такие аспекты: экономический, социальный, экологический, природно-ресурсный. Для достижения устойчивого развития обязателен учет всех компонентов в неразрывном единстве. Правда, А. Гор ведущими факторами в соотношении человека и Земли называет прирост населения и ускоренное научно-техническое развитие, что неизбежно усиливает отрицательное влияние хозяйствования на природу.

Как могут быть решены глобальные проблемы существования цивилизации, вплотную вставшие перед человечеством, и могут ли они вообще быть решены? Как правило, исследователи связывают возможность реализации концепции устойчивого развития с экономическим ростом, подчеркивая, в частности, необходимость экономического роста развивающихся стран.

Соответственно, "стратегия устойчивого развития" США, Китая и других стран ориентируется на экономический рост, который неизбежно усилит экономическую катастрофу. Ведь ущерб, наносимый окружающей природной среде в США в расчете на душу населения, в 7 раз выше, чем в странах "третьего мира".

Г. Дейли, называя экономический рост "главной причиной экологической деградации", анализирует отношение разных кругов (сфер) к этому процессу. По его мнению, сторонником экономического роста остается Всемирный банк. "Экономисты-ученые преданы идее экономического роста, вероятно, еще больше. А правительство США стремится к росту как к своей цели, похоже, больше всех". Следовательно, в стратегических планах ведущих стран преобладают требования экономического роста. Г. Дейли по этому поводу пишет: "Разрабатывать национальную политику максимизации ВНП просто неразумно. Это практически равнозначно увеличению до максимума истощения и загрязнения".

Достаточно распространено мнение ученых о возможности достижения устойчивого развития по мере формирования информационного общества. Концепция информационного общества не нова. Ее основы были заложены в 60-е годы, а категория "информация" вошла в научный оборот еще в 50-е годы. Как целостная концепция она формируется в 70-80-е годы. Анализу информационного общества посвящено множество работ. Однако определения его признаков, закономерностей формирования и развития довольно неоднозначны. Большинство авторов анализируют его преимущественно с позиций технологического детерминизма.

Как правило, раскрывая сущность, черты, характер действия и роль информационного общества, исследователи гиперболизируют его. С формированием такого общества они связывают возможности решения всех проблем: изменения общественных структур и форм организации производства; повышения его эффективности; устранения противоречий между человеком и природой; обеспечения материального благосостояния; улучшения образования и системы воспитания; нового ренессанса науки, культуры и искусства; желаемых социальных перемен; ит. п. Информационное общество ученые называют "новой общественно-экономической формацией, а его главным признаком - производство и потребление информации как основы экономической системы и социальной структуризации общества".

С позиций цивилизационного подхода, по доминирующим экономическим признакам исследователи относят информационное общество к постиндустриальной (ноосферно-космической) цивилизации, главными признаками которой называют широкую интеллектуализацию производства; приоритетное развитие науки; развитие сложного умственного труда.

Некоторые отличия в установлении ведущих характеристик информационного общества не означают его разноплановой трактовки. Безусловно главной сущностью такого общества является то, что информация становится базовым фактором общественного производства. На своеобразии информации в информационном обществе акцентировал внимание известный американский социолог Э. Тоффлер. Анализируя формирование разных структур этого общества, он подчеркивал его гетерогенность, неоднородность, которые касаются также информации. По его мнению, гетерогенность "предполагает обмен информацией на качественно новом уровне, который отличается от гомогенной информации традиционного массового общества".

Не вдаваясь в подробный анализ информационного общества как такового, обратимся лишь к выяснению вопроса о возможностях обеспечения в его условиях устойчивого развития. Такое общество изменяет характер процессов развития экономической системы. Отмечается переход всех отраслей экономики на новые виды техники и технологии. Производственный базис составляют информационные средства производства. Этот закономерный процесс развития производительных сил, безусловно, обеспечит повышение производительности труда, на чем заостряют внимание ученые. Они не только определяют факторы повышения его производительности, формирующиеся в недрах информационного общества, но и детализируют их по производственным сферам и операциям. Представляет интерес также само понимание места и роли производительности труда в общественном развитии: ученые рассматривают ее как резерв, условие обеспечения устойчивого развития (за счет экономического роста) и как залог, источник благосостояния человечества, которое будет достигнуто в информационном обществе.

Американский экономист М. Кастельс, соглашаясь с тем, что в долговременной перспективе производительность труда будет служить источником благосостояния наций, а технологии — важнейшим источником ее повышения, отмечает, что, с позиций современных экономических агентов, она не является самоцелью, как и инвестирование в новые технологии и инновации. "Фирмы и страны, реальные агенты экономического роста, - пишет он, - не требуют технологий ради самих технологий или роста производительности ради блага человека. ...Мотивацией для фирмы служит не производительность, а прибыльность, для достижения которой технология и производительность являются важными средствами, но, безусловно, не единственными".

Есть много противоречивых определений факторов повышения производительности труда и эффективности производства. Поскольку основу для информационного общества составляют производство и потребление информации, то, по мнению исследователей, ее производство можно наращивать безгранично без ущерба для природы. Если производственное потребление материалов или энергии ведет к увеличению энтропии, то использование информации повышает организованность, упорядоченность окружающей природной среды и уменьшает энтропию. Ученые предвидят уменьшение расходов в связи с формированием виртуальных предприятий и рынков, заменой перемещения людей в реальном пространстве виртуальным, духовной продукции - электронной версией, и т. п.

Как уже указывалось, решение проблем устойчивого развития охватывает не только его экономический и экологический векторы, но и социальный. В свою очередь, ученые не только четко формулируют их, но и делают выводы об их постепенном положительном решении. Вместе с тем, констатируя такие возможности, исследователи пишут об их эфемерности. Так, немецкий экономист Т. Шауэр, с одной стороны, раскрывает возможности эффективного использования информационных технологий для решения ряда проблем устойчивого развития, а с другой - доказывает их нереалистичность. По его мнению, оптимистические прогнозы ученых, которые были особенно распространены в 90-е годы, "не отвечают сегодняшним реалиям". Ученый называет нереалистичными прогнозы о дематериализации образа жизни и предположении о сокращении роста производства индустриальных товаров. Если и будет иметь место миниатюризация информационно-технологического оборудования, то будет возрастать использование энергии на его производство и эксплуатацию. Угрозу для экологии представляет также отработанное электронное и электротехническое оборудование, содержащее опасные химические элементы. Мифом называет Т. Шауэр уменьшение бумагопотока с появлением компьютеров, Интернета, электронной почты и приводит разительные данные об использовании бумаги. Так, например, каждый сотрудник Европейской комиссии (а их 21500 чел.) ежедневно расходует 270 листов бумаги. Ежегодно в этой организации на копирование и печатание документов расходуется 1,5 млрд. листов бумаги, что составляет 4000 т. Пишет Т. Шауэр и о росте "коммуникативной деятельности современного человека, а также транспортного потока".

Аналогичные выводы делают другие ученые. Так, Г. Дейли высоко оценивает информационную экономику за качественное совершенствование продукции и другие факторы и в то же время иронизирует по поводу так называемой "дематериализации производства", определения информации как абсолюта, как "бессмертия". Информация, полагает он, не существует отдельно от физического мозга, книг и компьютеров. Кроме того, мозг нуждается в поддержке от тела, книги нуждаются в библиотеках, а компьютеры работают на электрической энергии. Силиконовые гностики сегодняшнего дня приписывают информации и ее переработчику - компьютеру - больше мистической силы, чем какой-либо примитивный шаман когда-либо осмеливался приписывать своему любимому талисману.

Исследователи обращают внимание и на такой феномен, как привилегированность. Речь идет о том, что не все будут иметь доступ к информации. Ее использование и распространение будут осуществляться определенными социальными кругами. Следовательно, не все ученые разделяют мнение, что информационное общество - "лишь прогресс и благо".

Надежды ученых решить проблемы устойчивого развития в рамках информационного общества достаточно проблематичны. Информационное общество - это общество с рыночной экономикой. Решение безотлагательных глобальных проблем (экономических, экологических, демографических и др.) при помощи рыночных рычагов бесперспективно, поскольку регулятивные возможности рынка ограничены определенными сферами. "Рынки, - на взгляд Г. Дейли, - существуют не для того, чтобы удовлетворять экологические критерии устойчивости или этические критерии справедливости. Рынки сориентированы исключительно на достижение эффективного размещения".