Смекни!
smekni.com

Человеческое развитие: подходы к трактовке сути и условий его обеспечения (стр. 3 из 3)

Обобщение понятийного аппарата и стремление наиболее точно определить содержание понятия "человеческое развитие" обусловили необходимость совершенствования интерпретации данной категории. Человеческое развитие — это экономическая категория, иллюстрирующая процесс формирования условий и осуществления людьми выбора из расширяющихся возможностей для реализации их человеческого потенциала. Безусловно, создание условий для обеспечения человеческого развития требует ресурсов, поэтому целесообразно выделять следующие иерархические уровни его обеспечения:

— семейный, который предусматривает процесс формирования условий для выбора и реализации за средства семейного и местного бюджетов возможностей получения формального образования, поддержки надлежащего состояния здоровья и уровня жизни;

— микроэкономический (предпринимательский) - это уровень, который определяет формирование условий для осуществления выбора и реализации за средства предприятия возможностей получать наемными работниками специальное образование, повышать конкурентоспособность и поддерживать надлежащий уровень здоровья и жизни благодаря полученному доходу;

— мезоэкономический (региональный) - уровень, который создает возможности для полноценной жизнедеятельности людей, проживающих в регионе, исходя из определенных приоритетов на основе использования средств местного бюджета. Выделение мезоэкономического уровня особо актуально в нынешних условиях появления значительных региональных диспропорций в их развитии 20 и попыток правительства ввести договорные отношения между центром и регионами с целью реализации региональной политики, концентрации государственных и местных ресурсов для решения приоритетных задач и заключения соглашений по региональному развитию. Реализация такого механизма даст право положить начало новым отношениям между центром и регионами на долгосрочной основе для решения проблем территориального развития;

-макроэкономический, который предусматривает создание государством условий для возможностей выбора и потребности движения людей от низшего к высшему уровню путем определения стратегических приоритетов и использования общественных финансовых ресурсов, в результате чего происходит рост человеческого потенциала и достигается конкурентное преимущество государства.

Конец XX в. охарактеризовался усилением процесса глобализации экономики, которая обостряет проблемы международной конкуренции, выдвигает новые требования не только к технологиям, производству, но и к человеку -его образованию, квалификации, знаниям, здоровью, требует новых вложений в сохранение и развитие человеческого потенциала и его превращение в самый важный ресурс развития (и все большую социализацию самого развития, направленную на всесторонний доступ каждого человека к благам цивилизации и расширение возможностей его самореализации). Поэтому в системе государственного управления многих стран приоритет отдается социальной политике — образованию, здравоохранению и программам социальной защиты, ведь в глобальной конкуренции победят нации - лидеры в развитии человеческого потенциала.

В социальном государстве социальная политика выполняет три основные функции:

- защитную (прямая поддержка доходов бедных);

- активную (создание условий для трудовой активности, мотивация к труду, рост потребительского спроса, снятие социальных противоречий и социальная солидарность общества);

- конструктивную (развитие личности, повышение образовательного ценза и культурного уровня, поддержка здоровья).

На наш взгляд, эффективность рынка обеспечивает активную функцию социальной политики, а защитная и конструктивная функции, направленные на удовлетворение социальных нужд людей, обеспечиваются за счет экономического роста. Таким образом, реализация эффективной социальной политики, с одной стороны, требует экономического роста, а с другой - его обеспечивает. Такую позицию поддерживает и авторитетная международная организация, в частности Всемирный банк, специалисты которого утверждают, что экономическому развитию должны предшествовать социальный (то есть экономический) рост и развитие человеческого потенциала. Они все больше рассматриваются как двуединая задача, а наиболее эффективной является политика, обеспечивающая рост этих двух параметров.

В трактовке условий для обеспечения человеческого развития теоретиками и практиками экономической политики в течение последних 300 лет можно выделить два доминирующих подхода: экономического либерализма и экономического интервенционизма. Критерии их выделения — роль и степень участия государства в экономической жизни22.

Сторонниками первого подхода являются представители классического и неоклассического направлений экономики, в том числе современные монетаристы, теоретики экономики предложения, рациональных ожиданий, общественного выбора. Они выступают за предоставление верховенства рыночным силам в экономике, а главную задачу государства сводят лишь к защите экономической свободы, основными функциями которого являются обеспечение внутренней и внешней безопасности участников рынка, неприкосновенности частной собственности, единых, равных, прозрачных и стабильных правил хозяйственной жизни, выполнения контрактов частными лицами, отмены ограничений на участие граждан в хозяйственной жизни и содействие конкуренции. Поэтому человеческое развитие рассматривают с позиций влияния экономической политики на экономическую свободу, темпы экономического роста и благосостояние народа, а единственным способом преодоления бедности и отсталости считают быстрый и устойчивый рост. Реализация либеральной экономической политики обусловливает значительные положительные изменения (повышение темпов экономического роста, уровня и качества жизни, уменьшение социальной дифференциации и др.). Сторонники экономического интервенционизма (кейнсианцы, посткейнсианцы, неоинституционалисты, марксисты и др.) считают, что для обеспечения человеческого развития требуется активное вмешательство государства в экономическую жизнь.

В последние десятилетия XX в. сформировался новый, третий, уровень исследования человеческого развития, что предусматривает разработку показателей и характеристик его состояния этот уровень засвидетельствовал то, что средства экономической политики для содействия человеческому развитию могут быть разными, однако главными становятся результаты достижения целей человеческого развития.


Выводы

Подытоживая изложенное, можно сделать следующие выводы.

1. Теоретической базой для обоснования концепции человеческого развития стала теория человеческого капитала. И хотя они имеют много общего, их цели и задачи не тождественны.

2. Главным в концепции человеческого развития является человеческий потенциал, а его реализация — основа достижения людьми благосостояния. Именно с этой целью проведен сравнительный анализ понятий "трудовой потенциал", "человеческий капитал" и "человеческий потенциал", а также доказана их гомологичность.

3. Ответственность за обеспечение условий для человеческого развития возлагается на государство, что реализуется в рамках социальной политики. При этом средства для обеспечения человеческого развития в каждой стране могут быть разными, но главное - достижение желаемого результата.

Литература

1. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N. Y., 1964.

2. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. "Journal of Political Economy", Supplement, October, 1962.

3. Грішнова О.А. Людський капітал: формування в системі освіти і професійної підготовки. К., "Знання", 2002, с. 17.

4. Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. М., "Наука", 1981, с. 107.

5. Stiglits J. Capital, Wages and Structural Unemployment, 1969

6. Spenсe M. Signaling: Informational Transfer in Hiring and Related Processes. Cambridge, Harvard University, 1974

7. Arrow K. Social choice and individual values, 1951.

8. Близнюк В. Оцінка людського потенціалу економічного зростання України: теорія та практика. "Україна: аспекти праці" № 5,2006, с. 30—34.

9. Економічна енциклопедія. У трьох томах. Т. 2. (Відп. ред. С. В. Мочерний). К., "Академія", 2000, с. 216.