Смекни!
smekni.com

Экономическая модель Японии (стр. 7 из 12)

Параметры японской модели государственного регулирования были выделены с помощью неоднократного анализа реального по­ложения дел в ряде успешных отраслей: угольной в 1950-х годах, сталелитейной и судостроительной в 1960-х, полупроводниковой в 1970-х и компьютерной в 1980-х. Такой подход, однако, некоррек­тен, потому что упомянутые отрасли не могут представлять всю экономику в целом. Примером может служить производство мотоциклов в 1960-х годах, аудиотехники в 1970-х, ав­томобилей в 1980-х и игрового программного обеспечения в 1990-х. Японская модель регулирования почти не при­менялась и не влияла на развитие большинства конкурентоспособ­ных отраслей японской экономики. И наоборот, эта модель широко использовалась в тех отраслях, которые были и остаются неконку­рентоспособными. Она также привела к появлению громоздкого и неэффективного внутреннего сектора экономики, который оказался тяжелым грузом для экономики Японии в целом.

3.1 Истоки японской модели государственного регулирования

Современная история вмешательства японского правительства в раз­витие промышленности начинается сразу после окончания Второй мировой войны, когда страна лежала в руинах и правительство иска­ло способ восстановить экономику и платежный баланс. С течением времени сторонники правительственного регулирования оправдыва­ли продолжающееся вмешательство в экономику тем, что промышленность стран, поздно начавших свое развитие, — а именно такой была Япония — надо поддерживать, чтобы догнать более развитых конкурентов.

Первоначально внимание правительства было сосредоточено на ос­новных отраслях экономики: сталелитейной, электроэнергетической, химической и угольной. В химическом секторе, например, правитель­ство направляло иностранную валюту в первую очередь на развитие производства нейлона и винила, что предусматривал принятый в 1949 году «План ускоренного развития производства синтетического во­локна». Затем для последующего расширения масштабов производс­тва синтетических волокон в 1953 году был принят новый «План даль­нейшего развития производства синтетических волокон». Обширная система правительственного управления экономикой и ее поддержки была создана именно в этот период. Например, пра­вительство установило предельные уровни цен на химикаты, приняв временный Закон для стабилизации спроса и предложения на удобре­ния в 1954 году и начав поощрять кооперацию производителей, сти­мулируя их стабилизировать цены для фермеров, приняв сходный закон в 1964 году. Принятием Закона о временных мерах для стаби­лизации ряда отстающих в развитии отраслей в 1978 году и Закона о структурной оптимизации в 1983 году, правительство разрешало определенному кругу компаний вступать в картели, чтобы избежать перепроизводства. Эти законы относились ко многим базовым от­раслям.

Правительство не пыталось вмешиваться во все отрасли. Вместо этого оно выделяло целевые отрасли, среди которых были такие час­то исследуемые отрасли, как угольная, сталелитейная, судостроитель­ная, полупроводниковая и компьютерная. Для того чтобы добиться более быстрого роста экономики, правительство выбирало отрасли с высокой эластичностью спроса при росте доходов, такие как ма­шиностроение, электроника, автомобилестроение, — то есть не те, в которых у Японии было конкурентное преимущество (например, текстильная). Чтобы гарантировать Японии передовые позиции в технологическом развитии, в 1970-х годах правительство нацелилось на высокотехнологичные отрасли, которые обещали наиболее высо­кие прибыли.

Человеком, впервые сформулировавшим принципы японской модели регулирования экономики, был Чалмерс Джонсон. Джонсон, которого иногда называют «отцом» теории государственного регули­рования экономики Японии, утверждал, что в Японии правительс­тво фактически «выращивало» промышленность, в то время как в за­падных странах правительства просто устанавливали правила игры. Джонсон связывал такую ориентацию японского правительства с крупными переменами, которые произошли в структуре японской промышленности. Ответственность за выбор направления развития экономики ле­жала на чиновниках центральных министерств, которые планирова­ли и осуществляли эту политику. Главную роль здесь играло Минис­терство международной торговли и промышленности (MITI, MinistryofInternationalTradeandIndustry), которое исследователи называли «главным катализатором японского экономического чуда». По заклю­чению Джонсона, успехи MITI были связаны с тем, что ему удавалось разрабатывать практические, соответствующие реалиям рынка реко­мендации и меры, которые стимулировали инвестиции и быстрый рост экономики. Эта точка зрения стала широко распространенной. Среди отраслей, которые часто приводили в пример позитивного вли­яния MITI, — сталелитейная, крупнотоннажное судостроение, автомо­бильная и компьютерная.

Джонсон до такой степени преувеличил роль MITI, что недооце­нил роль ряда других институтов японской экономики. Последу­ющие исследования также подчеркивали роль сложной системы взаимосвязей японских правительственных и бизнес-институтов, которые определяли характер конкуренции и кооперации в японс­кой экономике. Эта система включала в себя Министерство финансов, Министерство почты и телекомму­никаций, Банк Японии, Агентство экономического планирования, либерально-демократическую партию, отраслевые ассоциации промышленников, кейрецу (группы компаний), кейданрен и дру­гие экономические ассоциации, крупные корпорации, многоуров­невые каналы дистрибуции товаров, национальные профсоюзы и профсоюзы корпораций. Эти сети взаимосвязей служили для MITI ключевым механизмом, при помощи которого министерство влия­ло на экономическую политику и координировало различные ини­циативы. Они выполняли также роль эффективной системы разре­шения конфликтов, в которой споры между различными группами заинтересованных лиц обычно разрешались так, что выигравшая сторона должна была предоставить в какой-то форме компенсацию проигравшей стороне.

Нужно отметить, что не все экономисты придавали одинаковую важность роли японского правительства в развитии экономики пос­левоенной Японии. Хью Патрик и Генри Росовский, например, ут­верждали, что, хотя правительство и создавало благоприятную среду для этого развития, основным источником роста была частная ини­циатива. Вмешательство правительства часто ускоряло тенденции, которые уже были сформированы благодаря частному предприни­мательству. Патрик и Росовский выделяют в качестве причин быс­трого роста японской экономики хорошо образованную рабочую силу, большое число квалифицированных менеджеров и техничес­ких специалистов, высокий уровень инвестиций и быстрое развитие технологий5. Наше собственное исследование также предполагает альтернативную модель, но нашу модель готово поддержать лишь незначительное меньшинство исследователей. Особенно на Западе японская промышленная политика рассматривалась как серьезная угроза и альтернатива традиционной модели капитализма.

3.2 Элементы модели японского регулирования экономики

Основные элементы модели японского государственного регулиро­вания представлены на рисунке 3-1. Именно эти элементы чаще все­го указываются учеными и другими специалистами при обсуждении японской модели развития экономики.

• Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (прежде всего MITI)

• Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста

• Агрессивное развитие экспорта

• Многочисленные инструкции, правила и согласования

• Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка

• Ограничение прямых иностранных инвестиций

• Мягкое антимонопольное законодательство

• Реструктуризация промышленности под руководством правительства

• Официальное разрешение картелей

• Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций

• Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок

• Ясная макроэкономическая политика

• Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (прежде всего MITI)

Убеждение в том, что правительство должно активно направлять развитие экономики, — краеугольный камень японской модели. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь Министерство международной тор­говли и промышленности и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрок­раты обеспечивали преемственность экономической политики не­зависимо от смены правительств. В японском парламенте многие политики, например, даже не должны отвечать на вопросы экономи­ческого характера — это делают за них упомянутые выше бюрократы из министерств. Чиновники министерств обычно выходят в отстав­ку в сравнительно молодом возрасте и затем занимают руководящие посты в других правительственных учреждениях или частных кор­порациях.

• Определение приоритетных отраслей для ускорения экономичес­кого роста

Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в законах, инструкциях и циркулярах, на­правляемых в корпорации, и официальном видении — концепции экономического развития, которое готовится MITI (некоторую роль в его подготовке играют и другие министерства) и распространяет­ся среди весьма широкой аудитории. В 1950-х и 1960-х годах рас­становка приоритетов дополнялась разнообразными финансовы­ми мерами для поддержки избранных отраслей. После 1970-х этот процесс стал зачастую играть роль сигнала, подчеркивая важность той или иной отрасли (и поэтому влияя на частные инвестиции) без прямых субсидий или налоговых льгот. Вмешательство прави­тельства в работу тех или иных отраслей продолжается, например, с целью продвигать информационные технологии или обеспечить экономию энергоресурсов.