Смекни!
smekni.com

Русская правда (стр. 2 из 4)

столько уложения, сколько юридические учебники, приспособленные к

легчайшему познанию законов. Главы или параграфы титулов, на которые

разделены эти кодексы, похожи на тезисы конспекта лекций из курса

гражданского права. Кроме руководств такого рода, исходивших от

законодательной власти, составлялись по их типу перерабатывавшие или

пополнявшие их частные своды, известные под названием "Эклога

привратная", "Эпанагога, сведенная с Прохироном", "Эклога,

переработанная по Прохирону", и т.п.

Эти приватные руководства были в ходу у греков в те же XI и XII

вв., когда и у нас производилась по византийским образцам подобная

кодификационная работа. Нужды местной церковной юрисдикции привели к

этой работе, а византийская синоптическая кодификация дала ей готовую

форму и приемы. При таких пособиях изложенными потребностями и вызвана

была в церковной среде попытка составить кодекс, который воспроизводил

бы действовавшие на Руси юридические обычаи применительно к

принесенным Церковью или измененным под ее влиянием понятиям и

отношениям. Плодом этой попытки и была Русская Правда. Итак, повторяю,

Русская Правда родилась в сфере церковной юрисдикции.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВДЫ: ИСТОЧНИКИ,

КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ. РЕДАКЦИИ.

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они

распадаются на три основные редакции: Краткая, Пространная и

Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей

редакцией (подготовлена не позднее 1054г.) является Краткая Правда,

состоящая из Правды Ярослава (ст.1 - 18), Правды Ярославичей (ст.19 -

41), Покона вирного (ст.42), Урока мостников (ст.43).

Пространная редакция возникла не ранее 1113г. и связывается с

именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст.1 - 52)

и Устав Владимира Мономаха (ст.53 - 121).

Сокращенная редакция появляется в середине ХV в. из

переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская

судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего

положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст.19 КП).

Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную

месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе

отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив,

сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины

ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("дикая

вира" налагалась на всю общину).

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой многочисленны в

Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших

нормы (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское

каноническое право.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ:

привилегии князей и бояр, статус свободного и городского населения; смерды, закупы, холопы.

В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое

положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно

провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной

массы населения.

Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти

группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной

ответственности за убийство представителя привилегированного слоя

(ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли)

для представителей этого слоя (ст.91 ПП).

Эти юридические привилегии распространялись на субъектов,

поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре,

княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица

могут быть названы "феодалами", можно говорить лишь об их привилегиях,

связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому

двору и имущественным положением.

Основная часть населения разделялась на свободных и зависимых

людей, существовали также промежуточные и переходные категории.

Юридически и экономически независимыми группами были посадские

люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности

только в пользу государства). Городское население делилось на ряд

социальных групп: боярство, духовенство, купечество, "низы"

(ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о

которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе

существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы

населения, однако следует помнить, что она не была однородной: наряду

со свободными существовали и зависимые ("крепостные") смерды,

находившиеся в кабале и услужении у феодалов.

Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое

он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии

наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и

имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по

обязательствам и договорам он нес личную и имущественную

ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным

участником.

Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая

редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной

редакции помещен специальный Устав о закупах.

Закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала за "купу", заем,

в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги

и пр. Этот долг следовало отработать, причем не существовало

установленных нормативов и эквивалентов. Объем работы определялся

кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная

зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с

кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после

восстания закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры

процентов на долг.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину

беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп совершал

правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за

него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан головой", т.е.

превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За

попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в

холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать

только в особых случаях: по малозначительным делам ("в малых исках")

или в случае отсутствия других свидетелей ("по нужде").

Закуп был той юридической фигурой, в которой больше всего

отразился процесс "феодализации", закабаления, закрепощения бывших

свободных общинников.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное

положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью

господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств,

которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на

господина.

Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась

законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества,

либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп.

Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать

потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на

месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес

господин.

В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны

(истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде,

свободный человек должен был оговориться, что ссылается на "слова

холопа".

Закон регламентировал различные источники холопства. Русская

Правда предусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство (одного

человека либо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе,

"ключничество", т.е. поступление в услужение к господину, но без

оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками

холопства были также: совершение преступления (такое наказание, как

"поток и разграбление", предусматривало выдачу преступника "головой",

превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное

банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество).

Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако,

в Русской Правде был плен.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЧАСТНОГО ПРАВА.

"Русскую Правду" можно определить как кодекс частного права - все

ее субъекты являются физическими лицами, понятие юридического лица

закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации,

среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет

преступлений против государства. Личность самого князя, как объект

преступного посягательства, рассматривалась в качестве физического

лица, отличавшегося от других только более высоким положением и

привилегиями.

С конкретными субъектами связывалось содержание права

собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта

собственности. Русская Правда еще незнает абстрактных понятий:

"собственность","владение", "преступление". Кодекс строился по

казуальной системе, законодатель стремится предусмотреть все возможные

жизненные ситуации.

Эти юридические особенности обусловлены источниковой базой

Русской Правды. Включенные в него нормы и принципы обычного права

несовместимы с абстрактным понятием юридического лица. Для обычая все