Смекни!
smekni.com

Русская правда (стр. 3 из 4)

субъекты равны, и все они могут быть только физическими лицами.

Другой источник - княжеская судебная практика - вносит

субъективный элемент в определение круга лиц и в оценку юридических

действий. Для княжеской судебной практики наиболее значительными

субъектами являются такие, которые ближе всего стоят к княжескому

двору. Поэтому правовые привилегии распространяются прежде всего на

приближенных лиц.

Нормы Русской Правды защищают частную собственность (движимую и

недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по

обязательствам и договорам.

Обязательственные могли возникать из причинения вреда или из

договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а

иногда и своей свободой. Форма заключения договоров было устной, они

заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи (людей,

вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования

(под проценты или без), личного найма (в услужение для выполнения

определенной

работы ), хранения, поручения.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

Частный характер древнего права появился в сфере уголовного

права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение

закона или княжеской воли, а как "обида", т.е., причинение морального

или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение

не отграничивалось в законе от гражданско-правового.

Объектами преступления были личность и имущество. Объективная

сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на

преступление (например наказывается человек, обнаживший меч, но не

ударивший) и оконченное преступление.

Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойного

нападения "скопом"), но еще не разделял ролей соучастников

(подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.)

В Русской Правде уже существует представление о превышении

пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания,

спустя некоторое время, когда непосредственная опасность в его

действиях уже отпала).

К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения

преступника, к отягчающим - корыстный умысел. Законодатель знал

понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов.

О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность.

Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не

существовало, но они уже намечались в законе. Ст.6 ПП упоминает случай

убийства "на пиру явлено", а ст.7 ПП -убийство "на разбое без всякой

свады". В первом случае подразумевается неумышленное, открыто

совершенное убийство,(а "на пиру"- значит еще и в состоянии

опьянения). Во втором случае - разбойное, корыстное, предумышленное

убийство (хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а

неумышленно - в разбое).

Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий

(усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует

отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах),

которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения,

побои.

Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не

отличимый еще от грабежа), кражу ("татьбу"), уничтожение чужого

имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как

особый вид кражи), злостную неуплату долга и др.

Наиболее подробно регламентировалось понятие "татьбы". Известны

такие её виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража

холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр. закон допускал

безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная

казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она несомненно имела

место. Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами:

законодатель понимает смертную казнь, как продолжение кровной мести,

которую он стремиться устранить. Другим обстоятельством является

влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни в

принципе.

Высшей мерой наказания по Русской Правде остается "поток и

разграбление", назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое

(ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание

включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей)

"головой", т.е. в рабство.

Следующим по тяжести видом наказания была "вира", штраф, который

назначался только за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство

простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство

привилегированного человека - ст.19, 22 КП,ст.3 ПП). Вира поступала в

княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось

"головничество", равное вире.

Существовал особый вид виры - "дикая" или "повальная" вира. Она

налагалась на всю общину. Для применения такого наказания необходимо,

чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не

выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может "отвести

от себя след", подозрения; община только в том случае платит за своего

члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей.

Институт "дикой" виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех

членов общины круговой порукой.

За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались

"полувиры" (20 гривен - ст.ст.27, 88 ПП). Все остальные преступления

(как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом -

"продажей", размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести

преступления (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший

получал "урок" - денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая,

связанные с принципом талиона ("око за око, зуб за зуб") - в случаях с

кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение

ущерба (материального и морального).

СУДОПРОИЗВОДСТВО.

Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер:

он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и

ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и

устным, значительную роль в системе доказательств играли "ордалии"

("суд божий"), присяга и жребий.

Процесс делился на три этапа (стадии) "Заклич" означал объявление

о совершившемся преступлении

(например о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте,

"на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными

признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась

по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась,

считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

Вторая форма (стадия) процесса - "свод" (ст.35 - 39 ПП),

напоминает очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в

срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили

пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена.

Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не

способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и

признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта,

где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась

обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому

продолжать свод.

" Гонение следа" - третья форма судебного процесса, заключавшаяся

в поиске доказательств и преступника (ст.77 ПП). При отсутствии в

Древней Руси специальных розыскных органов и лиц, гонение следа

осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и все добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде состояла из:

свидетельских показаний ("видоков" - очевидцев преступления и

"послухов" - свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных

доказательств ("поличное"); "ордалий" (испытания огнем, водой,

железом); присяги. На практике существовал также судебный поединок, не

упоминавшийся в Русской Правде. В законе ничего не говорится также о

собственном признании и письменных доказательствах.

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПАМЯТНИКА.

Теперь наконец мы можем ответить на вопрос: насколько полно и

верно отразился в Русской Правде действовавший на Руси юридический

порядок? В ней можно заметить следы несочувствия некоторым юридическим

обычаям Руси, слишком отзывавшимся языческой стариной. Но,

воспроизводя порядок, действовавший в княжеском суде, она не отмечает

отступлений от этого порядка, какие допускал церковный суд по

нецерковным делам, не исправляет местного юридического обычая

введением новых норм взамен действовавших. У нее другие средства

исправления. Она, во-первых, просто умалчивает о том, что считает

необходимым устранить из судебной практики и чего не применял

церковный суд, а во-вторых, может быть она пополняет действовавшее

право, формулируя такие юридические случаи и отношения, на которые это

право не давало прямых ответов, что можно предположить о статьях ее,

касающихся наследования и холопства. Многого в действовавшем праве она

не захватила или потому, что не было практической надобности это

формулировать, или потому, что при неупорядоченном состоянии

княжеского судопроизводства трудно было формулировать. Поэтому Русскую