Смекни!
smekni.com

От "креативной экономики" к "креативному обществу" (стр. 3 из 4)

Другое дело с перераспределением ресурсов, при котором выгоды перелива для роста креативного потенциала общества могут быть весьма существенными. Если продукты, из процесса производства которых нужно выводить ресурсы, однозначно определить очень сложно, то экстерналии со знаком "плюс" для приумножения креативности нации можно увидеть невооруженным глазом и достаточно четко просчитать все положительные результаты.

Не утрачивают своей актуальности, да и вряд ли утратят, те формы выгод перелива, которые уже можно считать классическими, — в здравоохранение и образование. В некоторых странах с помощью механизмов увеличения либо спроса, либо предложения государство ощутимо влияет на рост потребления этих продуктов в структуре общих расходов населения. Известно, что получение в большом объеме субсидированных или полностью профинансированных из госбюджета, то есть превращенных в квазиобщественные, медицинских и образовательных услуг определенными лицами, отдающими им преимущество в своих потребительских приоритетах, автоматически потянет за собой целый ряд выгод перелива для всех без исключения граждан данной страны. И большинство из этих последствий положительно - прямо или опосредованно — отразится именно на росте креативного потенциала общества.

Особую роль в выполнении государством функции перераспределения ресурсов приобретает его инновационная политика. В последние десятилетия качество управления инновационными процессами и их стимулирование со стороны государства превращаются не только в фактор конкурентоспособности страны в современной мировой экономике, но и в одну из существенных составляющих перехода к новой, креативной, парадигме развития человеческого общества.

В большинстве стран, связывающих свое экономическое развитие с достижениями науки и активными инвестиционными процессами, разработаны документы, определяющие концептуальное и стратегическое видение национальной инновационной системы (НИС). Такой документ впервые появился в США, аналогичные были приняты в Великобритании, Франции, Германии и других странах ЕС, а также в России, Беларуси, Казахстане и т. д. Причем ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству.

Конечно, в Украине тоже делаются определенные шаги по превращению научно-технологического и инновационного потенциала в весомый фактор долгосрочного развития и повышения конкурентоспособности экономики в жестких условиях современного периода. В частности, речь идет о реализации Общегосударственной комплексной программы развития высоких наукоемких технологий, ряде государственных целевых программ прогнозирования научно-технологического развития на 2008-2012 гг., развитии инновационной инфраструктуры, создании системы информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в Украине, научно-технической программы "Наука в университетах" и т. д. Научная общественность страны также консолидировалась и подготовила проект Стратегии инновационного развития Украины на 2010-2020 годы в условиях глобализационных вызовов, которая представляет собой своеобразную "дорожную карту" инновационного развития Украины.


Вывод

К сожалению, при наличии приемлемых нормативных документов и разнообразных программ в течение всех лет независимости в Украине наблюдаются усиление падающего тренда в техническом и технологическом развитии национальной системы хозяйствования и отставание в этом отношении от ведущих экономик мира. Из государственного бюджета на науку ассигнуется в 10 раз меньше денежных средств, чем на госаппарат и правоохранительные органы. Тезис о том, что приватизация и рыночная либерализация хозяйственных отношений сработают по принципу "laissez faire", то есть невмешательства государства в экономику, и автоматически модернизируют ее путем запуска инновационной активности, оказался идеалистически переоцененным. Большинство предприятий приватизированного сектора не были ни реконструированы, ни модернизированы, то есть оказались обречены на постепенную утрату конкурентоспособности, что со всей очевидностью еще раз подтвердилось во время нынешнего мирового финансово-экономического кризиса. Количество инновационно активных предприятий в Украине уменьшилось с 26% в 1994 г. до 13% в 2008 г.. Приостановление развития высокотехнологичных отраслей экономики сопровождается падением уровня квалификации людских ресурсов - труда и предпринимательских способностей, а также снижением стимулов для наращивания креативной составляющей двух главных факторов производства. Сильнее всего эта деградация проявляется в ухудшении МТБ научных и научно-технических исследований, переходе к внедрению преимущественно заимствованных технологий не самого высокого качества, относительном росте доли иностранных инвесторов с краткосрочными целями быстрого получения сверхприбылей, превращении Украины в сырьевой придаток ведущих высокотехнологичных экономик мира.

В этой связи возникает неотложная потребность в разработке такой государственной политики, которая бы не только обеспечивала расширенное воспроизводство объектной базы инновационной деятельности. Технизация, конечно, играет не последнюю роль в экономическом росте страны, но важнее и одновременно сложнее переосмыслить приоритеты этой политики. Ведущие экономисты страны высказываются за необходимость прохождения "этапа потребительской сдержанности и даже жертвенности, как это в свое время сделали в США, Англии, Китае, где исповедуются ценности роста". На мой взгляд, этого недостаточно, если рассматривать такую политику не как антикризисную, а как перспективную и магистральную в плане устойчивого прогрессивного развития и отдельных стран, и мировой цивилизации в целом. Выполняя такую свою функцию, как стабилизация экономики, государство не только должно заниматься вопросами безработицы и инфляции, но и по-новому трактовать содержание поставленных целей и средства их достижения. Так, решая проблему безработицы, государство, безусловно, должно учитывать, что уровень производства непосредственно зависит от совокупных расходов в конкретной экономике. Когда отечественные экономисты предлагают потребительскую сдержанность и жертвенность, то, как следует из контекста их заявлений, речь идет о структурном перераспределении в общем объеме расходов в пользу инвестиционных (и частных, и правительственных всех уровней, направляемых на подъем инновационной деятельности государственного сектора), а также об опосредованном поощрении аналогичной активности в частном секторе экономики. Такой подход представляется несколько узким, поскольку его реализация поможет в достижении самое большее тактических целей - выходе из очередной рецессии или депрессии и преодолении отставания в технико-технологическом развитии от ведущих экономик мира, повышении конкурентоспособности, улучшении торгово-платежного баланса страны. Однако такая политика не поможет в достижении стратегической цели - поиске ответов на глобальные вызовы и проблемы сегодняшнего дня.

Более актуальной является задача изменения структуры потребительских расходов, наряду с затратами на импорт, которые по объему превалируют в большинстве развитых стран. Безусловно, потребительские расходы по объему (вместе с инвестициями и госрасходами) должны обеспечивать полную занятость и достижение как можно большего объема национального производства, но желательно, чтобы домохозяйства тратили их не на продукты, способные потешить тщеславие, предназначенные для потакания вредным для тела и души капризам, а для здоровой креативной жизнедеятельности. Повторяем: такая переориентация потребительского поведения - сверхсложное и достаточно длительное дело.

Но современное состояние мировой цивилизации, извечная проблема "потребности - ресурсы", циклическая волатильность развития рыночной экономики не оставляют человечеству выбора. Понимая это, каждое государство должно переосмыслить и попытаться по-новому, рациональнее и перспективнее, выполнять свои функции. При этом кардинально изменяются роль и функции международных и мировых экономических, политических и общественных институций.

К уже существующим проблемам и вызовам они должны добавить еще одну, последнюю по порядку, но не последнюю по значению, - проблему неизбежного изменения парадигмы потребительского поведения в каждом домохозяйстве каждой страны. Новая, более адекватная современному состоянию мира и лучшей перспективе его прогрессивной эволюции стадия развития человечества может, по нашему мнению, стать реальностью, если мировая общественность поймет, что ключевым средством и одновременно целью этой эволюции является креативность.